День политических репрессий, который Украина отметила 16 мая, похоже, несет в себе сакральный смысл. В тот момент, когда Президент Виктор Янукович выступил с обращением к народу с призывом почтить память миллионов соотечественников, ставших жертвами тоталитарной машины, лидеры оппозиции заявили о начале охоты всех несогласных с политикой нынешней власти.
Так, Вячеслав Кириленко в эфире телеканала «Интер» сказал, что «свидетельством репрессий является возбуждение уголовных дел против народных депутатов от оппозиции Андрея Парубия и Юрия Гымчака. Он отметил, что, в то же время, нет никаких уголовных дел против тех представителей властных фракций, которые применяли “грубую физическую силу” к представителям оппозиции, нанеся им серьезные травмы».
Что ж, лучшего повода для наведения аллюзий между сталинским режимом и «террором» нынешней власти нельзя было и придумать. Оппозиция сегодня пытается сформировать свою идеологию и в ее рамки отлично вписывается «угроза возвращения тоталитарной власти», сворачивание демократически принципов. Отсюда шумиха по поводу цензуры в СМИ, отказа от сближения с Евросоюзом, который усиленно декларировала прошлая власть, наступление на права оппозиции. Это «классика» оппозиционного жанра. Но для полноценной реализации своей программы оппозиции не хватает нескольких важных вещей: единства, общего лидера, серьезной политической площадки. Митинги под стенами Верховной Рады выглядят жалко, телеэфиры с участием Юлии Тимошенко — «беззубо». Случайно ли? Тимошенко давно доказала, что умеет добиваться своего. И в проведении мощных акций протеста ей тоже нет равных.
Тем не менее, она не раздувает изо всех сил огонек тлеющего недовольства новой властью у профсоюзов, общественных движений, союзнически партий, представителей бизнеса. Хотя сейчас крайне выгодно представить Юлию Владимировну главной жертвой грядущих политических репрессий. Травля со стороны Генпрокуратуры, «пронафталиненное» дело о покушении на дачу взятки, грядущий международный аудит действий правительства, ограничение возможностей для публичных акций Комитета защиты Украины как нельзя лучше подходят под образ народной героини, «мученицы за Украину». И сыграть эту роль под силу только одной актрисе. Именно она уже получила «черную метку» от Генеральной прокуратуры, и от похода к следователю лидера БЮТ «спасает» лишь визит Президента Медведева.
Но приезд в Киев российского президента — это тест на готовность Тимошенко играть по правилам, которые ей предлагает Банковая. Главное из них — предложить политической силе Тимошенко роль карманной оппозиции власти. Виктору Януковичу и его команде вовсе невыгодно отправлять бывшего конкурента на выборах в Лукьяновское СИЗО. «Ошибок прошлых мы уже не повторим…», как поется в одной песне. Все помнят, как 42 дня, проведенных за решеткой в 2001-м году, сделали из Юлии Тимошенко того сильного оппозиционного лидера, которым она является сегодня. Фактически, это была ее первая ступенька к власти. И надо быть крайне ограниченным человеком, чтобы сейчас тупо «упаковать» экс-премьера. В конце-концов, с кем тогда будет бороться власть? Кого нещадно критиковать? На ком оттачивать пиар и медиа-технологии? На оголтелом националисте Тягнибоке? Или на Дмытре Павлычко? Сильной власти необходима сильная оппозиция, а демонстрировать силу, быть достойным спарринг-партнером Виктора Федоровича может только Юлия Владимировна. Поэтому Президенту она нужна на свободе, но.. с подмоченной биографией, что называется, на «коротком поводке». Сейчас экс-премьеру дают шанс подумать.
Именно с этой целью кандидатами на снятие депутатской неприкосновенности оказались Ю. Грымчак и А. Парубий из «НУ-НС», а не О. Ляшко или, например, А. Кожемякин из БЮТ. Чувствуете разницу? «Кашу» заварили бютовцы, а отвечать придется их «союзникам». БЮТ же останется в стороне, хотя все знают, что идеологами парламентской «бузы» 27 апреля были именно люди Тимошенко. Но им дают шанс уйти от ответственности, а повестки носят партнерам по разъединенной оппозиции. Вряд ли этот факт поможет укреплению отношений между БЮТ и «НУ-НС», более того, спровоцирует всплеск негодования в оппозиционном лагере. Когда Грымчака и Парубия парламент «сдаст» (а регионалы уже заявили, что готовы поддержать представление прокуратуры и значит 226 голосов без проблем набираются), говорить об объединении усилий парламентских оппозиционных сил будет нелепо.
Таким образом, парламентская почва из под ног Тимошенко постепенно уходит: ее фракция разваливается на глазах (переход А. Фельдмана в коалицию « Стабильность и Реформы» — это серьезный показатель того, что БЮТ лишается мощных финансовых доноров), опираться на «НУ-НС», а тем более, склонять их к парламентскому противостоянию, после привлечения «яйцеметателей» к уголовной ответственности, станет невозможным. Что остается? Уличные акции протеста. Но и тут есть свои подводные камни. Очередная акция протеста оппозиции 11 мая фактически оказалась провальной: регионалов и милиционеров пришло больше, чем «комитетчиков» Тимошенко. Мы уже говорили, что экс-премьер способна поднять массы на борьбу, но раз она допустила вялотекущий митинг вместо зажигательного шоу, значит, у нее были на то причины. Мы также писали и о том, что в Комитет защиты Украины Юлия Владимировна пригласила не просто маргинальных лидеров, а «тени забытых предков». Случайно ли это, когда «под рукой» у экс-кандидата в президенты были и Юрий Луценко, и Анатолий Гриценко, и Николай Томенко? Но известным политическим бойцам Юлия Владимировна предпочла «хорошо забытое старое», в полной уверенности, что руководители Комитета не всколыхнут Украину.
А взять митинг Олега Тягнибока, который намерен устроить «шухер» кортежу российского президента Медведева… Власть запретила массовки 17 мая, но лидеров ВО «Свобода» это не остановило: они намерены в понедельник на Софийской площади провести акцию протеста «против предательской антиукраинской политики» нынешней власти. Можно биться об заклад, что «комитетчиков» и лично Юлии Тимошенко под стенами Софии в этот день не будет, хотя именно лидеру БЮТ принадлежали еще недавно призывы «присоединиться к протесту и не допустить подписания в рамках визита президента России Дмитрия Медведева новых предательских соглашений, которые ограничивают государственную независимость, территориальную целостность Украины и причиняют значительный вред экономической безопасности государства».
Другими словами, парламентской трибуны БЮТ лишена, нишу уличных протестов уверенно занимают патриотические и крайне правые партии во главе с Олегом Тягнибоком, Комитет защиты- декоративная структура. Все говорит о том, что Тимошенко готова, если не принимать прямо условия Банковой, то договариваться о взаимовыгодном «сотрудничестве». В качестве подтверждения можно привести заявления лидера БЮТ на эфире «Интера»: Тимошенко прямо признала, что не станет объединять оппозиционные силы.
«Никто не планирует объединяться в таком традиционном видении этого процесса. Речь идет о том, что в такое сложное время для Украины нужна четкая координация. Координация — это не лидерство отдельной политической силы или отдельного политического лидера. Координация — это способность политика сесть за круглый стол и без лидерства, безо всякого авторитарного давления на принятие решения просто координировать свои действия для того, чтобы оппозиция могла противодействовать процессам, которые сегодня происходят в Украине», — сказала Юлия Тимошенко.
Лидер БЮТ напомнила, что предложила политическим силам, расценивающим политику новой власти как измену национальным интересам государства, безотлагательно объединить на равных усилия в борьбе за демократию. «Я считаю, что сегодня не имеют значения ни лидерство, ни рейтинги, ни амбиции. Именно поэтому я предложила без лидерства. Сегодня не просто обстоятельства, а огромные вызовы перед Украиной, которые обязывают нас сесть за стол для координации усилий», — добавила она. /> После такого заявления власть может спать спокойно: если Тимошенко отказывается от роли «двигателя» протестных сил, то с Тягнибоком, Яценюком или Кириленко бояться нечего. Оппозиции никогда не объединиться под единым флагом, а без сильного лидера все выступления и акции протеста выглядят как пластиковая посуда на изысканном фуршете в «Премьер-Палас».
В обмен на сговорчивость власть сделала несколько показательных шагов: ГПУ «прессует» нунсовцев, дело Тимошенко о возможной даче взятки легко рассыпается в прах, международный аудит «в пути» и когда фирма «Кролл» сделает свои выводы и будут ли они публичными, никому неизвестно. А представитель Януковича, глава его администрации г-н Левочкин открыто заявил, что /Президент не заинтересован в тюремном заключении Тимошенко. Если лидера БЮТ и будут «мочить», то другими способами — отрывая от нее верных соратников и финансовых инвесторов, ограничивая (через подписку о невыезде, например) выезд на международные и европейские форумы, где кандидат в президенты-2010 может пожаловаться на сворачивание демократии и прессинг оппозиции, вбивать клин между оппозиционными партиями. Достаточно посмотреть на то, что сегодня творится в местных советах: БЮТ массово теряет власть- Киевщина, Черниговская и Черкасская область высказывают недоверие ставленникам силы Тимошенко и спешно заменяют их представителями Партии регионов или партий-сателлитов. Это означает, что местные выборы не станут точкой возврата Тимошенко во власть, той ступенькой, с которой она начнет шагать к парламентским высотам.
Есть и план-максимум: Тимошенко, у которой в «архиве» будет политическая судимость ( например, по факту дачи взятки судьям или бюджетному воровству), уже не сможет добиваться мандата ( или — как вариант- кандидатства в президенты). Законом не положено. При такой постановке вопроса Юлии Владимировне и ее политической группе поддержки выбирать не приходится. Как, собственно, и власти. Из лидера «Фронта перемен» А. Яценюка не получилось не то что ручной, вообще не получилось оппозиции. Значит, остается БЮТ и Тимошенко. Янукович вынужден работать с этой оппозиционной силой, Тимошенко вынуждена противостоять ( в заданных параметрах) бывшему сопернику. Но речь не идет о политической борьбе двух идеологий или стратегий развития, как в той же Великобритании. Шансов на то, что украинские «лейбористы» сменят «тори» из Партии регионов крайне мало. Зато создается иллюзия противостояния. Иллюзия честного соперничества. Запад такое любит. И значит, все риски сняты… А это уже любит Россия.
Банки деньгами накормлены, не пора ли спасать экономику?
Бюджет: повозка о трех колесах
Український прорив по-російськи
Страна на «ручнике», или Почему так долго перелицовывают бюджетный кафтан?
Игорь Калетник: «Коррупция как радиация – она есть вокруг, но ее не видно…»
«Москва сльозам не вірить». Українським
Опозиційний Олімп двох не витримає
Когда в товарищах согласья нет…
«Тушки» не першої свіжості, або не доторгувалися
Заява Віктора Януковича про українську мову у Москві не сподобалась
Перемир’я на "українському фронті"
Петро Симоненко: Після оголошення результатів уряд повинен піти у відставку
Сергій Гайдай: "Ці вибори — тільки початок великого політичного процесу!"
Ігор Когут: «Без реформування виборчого законодавства прогресу в українській політиці не буде»
Налог на излишества избранных — на пользу всему народу
Валерій Новицький: "Я не переконаний, що Україна взагалі вийде з кризи"
Спиртово-табачная монополия: история показывает, что вреда не будет
Отмена земельного моратория – это «аргентинизация» Украины
Андрій Єрмолаєв: "Ця влада і у Всесвітній потоп буде дошки для тих потопаючих продавати"