В минувшую среду, 24 июля, в качестве нового лидера Консервативной партии Соединенного Королевства (СК) бывший мэр Лондона и экс-глава МИД Туманного Альбиона Борис Джонсон официально получил должность премьер-министра Великобритании. Сразу же после получения соответствующего мандата экстравагантный политик провел целый ряд реформ в Кабмине СК, уволив сразу восемь министров и назначив на ряд ключевых постов своих ближайших друзей и даже родственников. Одновременного мистер Джонсон заявил, что в истории Королевства наступает «эпоха процветания, взаимопонимания и стабильности». Тысячи экспертов во всем мире подвергли этот тезис сомнению.
Сразу следует оговориться. Абсолютное большинство упомянутых экспертов представляют США, Канаду и Евросоюз – страны, руководители которых еще до недавнего времени в буквальном смысле этого слова молились за то, чтобы именно Джонсон не стал новых хозяином резиденции на лондонской Даунинг-стрит, 10. «Борис не является моим другом, — неожиданно заявил в отношении нового премьера Великобритании американский президент Дональд Трамп. – Поэтому я не знаю, как строить с ним отношения». Примерно в том же духе высказались канадский лидер Джастин Трюдо и руководитель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Европейский чиновник, кстати, не исключил возможности усугубления политического противостояния между Брюсселем и Лондоном, которое почему-то, по словам, самого Юнкера, «ударит по Британии».
Как бы там ни было, а Джонсон, образно выражаясь, уже получил благословение от британской королевы. В ходе официального приема в Букингемском дворце Елизавета II протокольно предложила ему возглавить правительство и далее служить на благо отечества. Новый фактический премьер, который по случаю приема в зале заседаний Ее Величества был гладко причесан и одет в выглаженный костюм, клятвенно пообещал монаршей особе «выполнить ее наказ».
О своих ближайших намерениях «премьер Борис» (так он попросил называть себя в одном из новых отчетов своей пресс-службы) поведал публике сразу же после аудиенции у королевы. «Британия покинет Евросоюз уже к 31-му октября, причем без всяких «но» и «если». Мы выдержим даже в случае введения Брюсселем против нас жесточайших санкций», — отметил он в ходе импровизированного брифинга. Дальше – больше. В своих лучших традициях Джонсон заявил, что его страна будет проводить независимую от США политику в контексте Ирана, самостоятельно заключать торговые отношения с Китайской Народной Республикой и, наконец, претендовать на исключительную роль Лондона в структурах Североатлантического альянса. Но более всего западную публику «премьер Борис» поразил своей ремаркой о том, что он лично будет способствовать восстановлению дружественных отношений с Российской Федерацией. Дескать, обе державы едва не стали врагами из-за так называемого «дела Скрипалей» и ряда других шпионских скандалов.
«В данном конкретном случае Джонсон поспешил предостеречь Трампа от укрепления влияния Соединенных Штатов на Соединенное Королевство, — сказала в специальном комментарии корреспонденту ГолосUA европейский обозреватель Мари Пьюдеба. – С другой стороны, он автоматически продемонстрировал международному сообществу свои политические амбиции: более мир не станет воспринимать его, как «несуразного блондина в глупых шортах и разъезжающего по Лондону на дамском велосипеде». Иными словами, он заявил, что будет поступать так, как считает нужным».
По сути, уже поступает. Уже утром 25 июля он заявил, что его кабинет (на момент написания материала министерские портфели в Соединенном Королевстве еще не были розданы, — Ред.) не станет заниматься вопросами помощи или дипломатической поддержки зарубежным странам, пока не определится со своими новыми геополитическими интересами. «На этом фоне говорить, что в обозримом будущем команда нового премьера Соединенного Королевства озаботится вопросами сохранения территориальной целостности Украины, бессмысленно, — отметил в комментарии корреспонденту ГолосUA европейский эксперт в области международного права Клаус Хофф. – Нет никаких сомнений, что апологетом Киева на международной арене Великобритания не станет». В то же время К. Хофф не исключил возможности дальнейших контактов Лондона и Киева в контексте морского права и укреплении военного сотрудничества.
Впрочем, до этого еще далеко. Сегодня Джонсон с нескрываемой радостью принимает поздравления по случаю своей новой должности. Удастся ли новому британскому премьеру хотя бы частично воплотить свои обещания в жизнь, мир узнает уже в течение ближайших недель.