С 1 июля 2014-го года в Украине работает программа компенсации дополнительных затрат на оплату коммунальных услуг (централизованное отопление, горячее водоснабжение и газ) в связи с повышением тарифов. В некоторых регионах размер субсидий увеличился почти в два раза, а в некоторых – на 15-30%. Но по состоянию на январь 2015 года в органы социальной защиты населения для назначения компенсации обратились лишь 16,9 тыс. семей. В Минсоцполитики считают эти показатели очень низкими, поскольку право на получение такой компенсации имеют более трех миллионов семей, то есть каждая четвертая семья в Украине. ГолосUA решил разобраться, почему малоимущие украинцы игнорируют столь щедрое предложение Минсоцполитики.
Испытание очередью
В течение 2014-го года Минсоцполитики несколько раз упрощало процедуру получения жилищной субсидии – в июле и октябре.
Чиновники призывают украинцев становиться в очереди в отделения соцзащиты, но, попытавшись получить помощь от государства, льготники не могут скрыть своего недовольства.
«Все было настолько возмутительно и унизительно, насколько вообще это можно себе представить. Поразило совершенно хамское отношение к бабушкам и дедушкам пенсионного возраста (крики, презрительно-снисходительное отношение и т.п.), что для меня было настолько неприемлемо, что я, оформив заявление, даже не стала приходить туда с дополнительным набором документов, потому что пожалела свои нервны»,- делится впечатлениями от похода в управление социальной защиты 44-летняя Марина Каринина.
Женщина с ужасом вспоминает унижение, которое она пережила в кабинетах чиновников, и рассказывает об этом своим друзьям и знакомым. И правда, не у многих пенсионеров хватит сил и здоровья часами сидеть в очереди и выслушивать неуважительный тон чиновников. Наверное, это одна из немаловажных причин, почему украинцы не спешат получать помощь от государства.
Несмотря на то, что премьер-министр Арсений Яценюк довольно часто в своих выступлениях говорит о скорейшем переходе на электронный документооборот, в Минсоцполитики сетуют, что у них нет денег на внедрение электронных подходов к получению документов по е-мейлу. Впрочем, судя по заявлениям чиновников, для принятия такого решения у них не хватает банального желания.
«Возможно, мы и могли бы подойти к этому вопросу более технически, и принимать заявления в электронном виде. Но у нас большинство получателей жилищных субсидий – это люди пожилого возраста. Кроме того, в управлении социальной защиты нет технического оснащения, которое помогло бы оформить субсидию в электронном виде»,- невозмутимо заявил замминистра социальной политики Виталий Мущинин, отвечая на вопрос ГолосUA о том, что популярность субсидиальной помощи повысилась бы в разы, если бы их получатели могли бы отправлять документы по электронной почте.
Трудности понимания
Новый порядок получения жилищных субсидий предполагает, что льготники будут платить за услуги ЖКХ не более 3% от своих доходов. Размер субсидии рассчитывается как разница между размером оплаты за услуги ЖКХ по социальным нормативам и размером обязательного платежа.
«Чтобы рассчитать размер субсидии, нужно среднемесячный доход на одного человека за предыдущие 6 месяцев разделить на размер прожиточного минимума (1176 грн.) и базовый коэффициент дохода для назначения субсидии (2), после чего умножить на базовую норму платы за ЖКХ (15%). Получившийся процент нужно умножить на всю сумму дохода», — пояснил директор департамента государственной социальной помощи Минсоцполитики Виталий Музыченко (См. ИНФОГРАФИКУ).
То есть, если доход в семье составляет 2500 грн., формула расчёта обязательного платежа за коммунальные услуги выглядит так:
(1250 грн.:1176 грн.:2)х15%=7,97%
7,97%х2500 грн.=199,3 грн. – больше этой суммы семья не должна ежемесячно платить за услуги ЖКХ.
Несмотря на то, что оформить субсидию можно, отправив документы по обычной почте, популярностью этот способ общения с органами власти среди льготников не пользуется. Украинцы сетуют на то, что корректно заполнить заявление без консультации со специалистом практически невозможно.
И хотя большая часть информации собирается без участия человека (в частности, данные о социальной помощи и выплатах, пенсионных выплатах, перечень зарегистрированных на жилплощади и т. д.), льготники не могут получить необходимые документы.
«У меня сын студент без стипендии на контракте, жена-инвалид, еще один сын — школьник. В семье работаю один я, занимаюсь мелкой торговлей. Вот у меня, к примеру, есть вопросы о критериях полученного дохода, поскольку информация в налоговой службе идет с некоторой задержкой. Есть установленные периоды подачи отчетов предприятиями, организациями относительно насчитанных доходов и уплаченных налогов. Чтобы оформить субсидию, нужно подать справку из налоговой, в которой дают только поквартально (т.е. субсидию можно оформлять в апреле (на три месяца), июле (на три месяца), в октябре (на один месяц), в январе (на три месяца), предоставляя каждый раз не только свои справки, но и справки на жену и студента и школьника. А для назначения субсидии нужна эта информация по состоянию на тот месяц, в котором обращение осуществляется. Очень неудобно!»,- говорит киевлянин Василий Капелюшко.
Пока в Минсоцполитики эту проблему не решили, но заверяют, что в течение нескольких месяцев будут требовать справку о доходах за календарный год, а не за месяц.
«Кроме того, жилищно-коммунальные предприятия будут предоставлять людям формы заявлений и деклараций для заполнения и получения субсидий. Этот проект уже разработан. Если он будет поддержан заинтересованными органами, в том числе, Налоговой службой, то уже весной он сможет заработать»,- сказал В. Мущинин.
Сейчас же, как показывает практика, получить субсидию можно при достаточном напоре, но затратив при этом времени и усилий примерно столько, сколько понадобится, чтобы эту компенсацию просто заработать. Поэтому льготники начали относиться к невозможности оформить субсидию спокойно, чтобы нервы были целы.