Людям с пропиской Донецкой и Луганской областей трудно снять в Киеве квартиру. Это факт. Причин тому несколько: возможная неплатежеспособность арендаторов, кратковременность их приезда в столицу и общий негативный настрой по отношению к жителям Донбасса…
Риэлтор Роман рассказал ГолосUA, что рынок аренды недвижимости, который не так стабилен, как рынок продаж и реагирует на туристический сезон, конец и начало учебного года и т.д., «поднялся» в Киеве во многом благодаря переселенцам.
«Сейчас как раз такой период – съезжаются студенты, но они, если честно, рынком особо не управляют. Кроме малого количества из обеспеченных семей и иностранцев, у остальных стандартные запросы – подешевле и без особых потребностей в комфорте. А вот целые семьи из Донбасса – это да, они оживили рынок», – говорит Рома.
Я наблюдала за работой Романа несколько дней и за этот краткий период отметила несколько показательных историй о том, как переселенцы из Донбасса ищут жилье.
3-комнатная для семьи
– Если что, ты стажер. Не говори, что журналист. Стажируешься как риелтор, – предупредил меня Рома перед поездкой в Ирпень.
Ирпень – небольшой город в 12 км от Киева. Туда мы с Роман едем на показ квартиры двум парам – Андрею и Любе из Горловки (3 детей) и Сергею и Тамаре из Донецка (2 детей).
– Вот ты как думаешь, если я квартиры им сдаю, я помогаю? – спрашивает у меня Рома. – Я бы этим людям как-то по-другому хотел бы помочь. У них там война, туда им возвращаться нельзя. Вот я бы им хотел дать совет, как обосноваться в Киеве, чтоб он для них родным стал. Но я ведь сам здесь не родился, из Полтавы с семьей много лет назад приехал и иногда, редко, но иногда чувствую себя здесь новичком.
– Не бери с них проценты за услуги, – предлагаю я Роме, – это будет помощь.
Рома сделал вид, что не расслышал, и достал планшет – показать фотографии квартиры.
Просторные комнатами, качественный ремонт (тот, который у нас зовется «евро»), встроенная кухня. Учитывая, что на показ приедут сразу две супружеские пары, я ожидаю нешуточной борьбы за жилье.
– А хозяева знают уже, что квартиру будут смотреть переселенцы?
– Да. Но к семьям большим с маленькими детьми отношение более-менее ровное. Они ж бегать не станут.
Дети «привязывают» к месту тем, что идут в школы, садики, и хозяин квартиры может не бояться, что его квартиранты вдруг раз — и выедут спустя месяц. Но найти большую квартиру по низкой цене с хорошей транспортной развязкой – это почти невыполнимая миссия, поэтому многие едут «под Киев».
Обе семьи приехали на просмотр с разницей в 5 минут. Драка не завязалась. Андрей и Люба, видимо, устали от поисков. Особенно Андрей. Он вообще не хотел заходить, сказал: «Я покурю во дворе», но заметил недобрые искры в глазах жены и вошел в подъезд. Сергей и Тамара выглядели бодрее: приехали они недавно, но в Киеве у них много знакомых, часто бывали в столице в командировках – в общем, чувствуют себя в своей тарелке. Видно было, что Сергей во всем привык слушать жену, а Тамаре хотелось еще немного поискать. И вообще, «если честно, я хочу жить в Киеве», – сказала мне женщина, выходя из ирпенской квартиры, в которой остались наконец-то обретшие дом Андрей и Люба.
Ирпень, 3-комнатная квартира, 4500+коммунальные услуги, «евро».
2-комнатная на 4-х
– Рома, мы с тобой так не договаривались! – кричит женщина в трубку.
– Ева, ты же хотела сдать квартиру побыстрее!
– Рома, я говорила 2-комнатная для двоих: для двух девушек или парней, студентов. А ты мне тащишь беженцев. Рома, я могу сама эту квартиру сдать, если ты не будешь делать то, о чем тебя просят.
Рома начинает объяснять, что ребята хорошие, что деньги у них есть, что студенты – гулящие и безответственные…
Женщина понемногу успокаивается, и я уже не слышу, что она ему отвечает.
Рома прощается, кладет трубку.
– Есть неплохие молодые ребята – 2 мальчика и 2 девочки – вчетвером хотят жить в двухкомнатке. Эта не пускает. Придется другую квартиру искать.
Риелтор шерстит базу, делает несколько звонков – безрезультатно. Хотят пару, хотят максимум троих, только не зона АТО, без мальчиков…
Через пару часов Роме перезванивает Ева. Говорит, что согласна, пусть приходит четверка на просмотр, и если они ей понравятся…
По словам Ромы, встреча длилась около 2 часов. Ребята Еве понравились.
Киев, 2-комнатная, 5000 с коммунальными, жилое.
1-комнатная для одного
Мы сидим с Ромой в кафе. 23:25 – предположительный конец ненормированного рабочего дня риелтора. Рома выглядит уставшим и немного неуверенным.
– Знаешь, есть вещи, которые я не должен делать.
– Например?
– Например, оформлять на себя аренду. Иногда, когда переселенцев не хотят брать, я прячу их донбасские корни – оформляю договор на себя.
– И сколько ты уже таких оформил?
– Ну несколько… – туманно отвечает Рома. – Вот буквально сегодня. Девушка приехала из Луганской области. Жила даже не знаю где, а прописка и вовсе сельская какая-то. Никто не хочет брать. Мол, откуда она такая взялась? Сегодня приехала, завтра уехала. Работы еще нет, только
ищет. Но видно, что девушка толковая. Но никто не берет! А она все звонит и звонит мне: «Ну что, вариантов нет? Как появятся, перезвоните». Я психанул, нашел нормальный вариант и оформил аренду на себя.
Звонит телефон, Рома берет трубку и почти ничего не говорит, а только слушает звонкий женский голос, смеется и иногда вставляет «Ну так нельзя. Так не делают». Потом рассказывает мне:
– Вот, подруга звонит. Они с мужем уже второй год разводятся, с трудом делят имущество, квартиру продали в центре – я им, кстати, помог – деньги поделили пополам, а дом за городом продать никак не могут. И вот Рита узнала, что он в свою половину дома какую-то «коллегу» заселил. Звонит злая! Просит, чтобы я в ее половину заселил беженцев целый вагон или арабов.
Рома глухо смеется:
– Люди любят делать то, что нельзя.
Но возвращаясь к толковой девушке из луганского села…
Киев, 1-комнатная, 3500+коммунальные, жилое.
P.S. Эти истории говорят, что у переселенцев все-таки получается найти жилье, несмотря на трудности. Хотя случается так, что люди едут обратно в зону АТО, на что их толкает жилищный вопрос в том числе. Риелторы прогнозируют к зиме уменьшение цен на недвижимость и общее «затухание» рынка, именно по причине возврата переселенцев в родные регионы. Хотя ситуация в стране настолько непредсказуема, что их прогнозы могут не воплотиться в жизнь…