По результатам минувшего года значение государственного долга Украины оказалось, согласно т.н. Маастрихтским критериям, вне пределов нормы, превысив 60% ВВП. Это обстоятельство в ближайшей перспективе создаст дополнительные трудности в обслуживании действующих долговых обязательств страны и усложнит процесс привлечения новых внешних займов.
Хотя обнародование официальных данных о номинальном ВВП в 2014 году состоится только во второй половине марта, аналитики международного рейтингового агентства Moody’s в своем январском отчете прогнозируют показатель госдолга к ВВП на уровне 72,4%, при этом к концу 2015 года данный процент может вырасти до 82,8%.
«По итогам 2014 года соотношение государственного долга к ВВП Украины возросло с 40% до 72% (исходя из прогноза номинального ВВП от МВФ – 1 524 млрд гривен), при этом в долларовом эквиваленте соотношение госдолг/ВВП повысилось с 40% до 55%», — отмечают в свою очередь в Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ).
«Самый главный вызов в данном вопросе, как мы будем рассчитываться с долгами, которые мы активно накапливали в прошлом году и продолжим накапливать в текущем», — акцентирует исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
По словам премьер-министр Арсения Яценюка, в прошлом году Украина получила от международных партнеров 9 млрд долларов заемных средств. Тогда кредиторами страны выступили Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, США, ЕС, Германия, Канада и Япония. Наряду с этим на обслуживание и погашение внешних заимствований ушло 14 млрд долларов (около 5,5% госдолга).
«В текущем году только государственного гарантированного долга надо отдать 11 млрд долларов. Хотел бы напомнить, что ни на один доллар внешний государственный долг не вырос в течение текущего года. Объективно, что государственный долг, деноминированный в гривне, имеет другие показатели и это связано с объективной экономической ситуацией», — заявил в начале февраля А. Яценюк.
Так, по информации Министерства Финансов Украины, общий объем государственного и гарантированного государством долга с января прошлого года вырос в гривневом выражении в 1,9 раза и достиг, по состоянию на 31 декабря 2014 года, 1,101 трлн гривен (или 69,794 млрд долларов).Такой рост стал следствием масштабной девальвации национальной валюты и, стоит отметить, на текущий момент его параметры требуют дальнейшей корректировки, так как за последние два месяца курс гривны обвалился в 1,8 раза.
Сама структура долга на конец года выглядела следующим образом: 946,819 млрд гривен – это непосредственный государственный долг Украины (485, 815 млрд гривен — внешний долг и 461 млрд гривен – внутренний долг), при этом 153,744 млрд гривен – это гарантированный государством долг, 125,881 млрд гривен которого представлены гарантированным внешним долгом, а 27,863 млрд гривен — гарантированным внутренним долгом.
О. Устенко подчеркивает, что пиковые нагрузки платежей по кредитам и долговым бумагам выпадут на апрель и декабрь 2015 года.
«В период январь-март мы должны реализовать 1,4 млрд долларов долговых выплат, в апреле – 1,4 млрд долларов. Кроме того, в декабре мы должны вернуть 3,4 млрд долларов, из которых 3 млрд – это погашение еврооблигаций, выкупленных РФ. Проблема Украины состоит в том, что зона относительной стабильности, когда необходимо перезапустить экономику, ограничена первым кварталом нынешнего года, потом наши выплаты нарастают», — сказал он.
Эксперт также напомнил, что РФ может, согласно контракту, настоять на досрочном погашении облигаций, так как наш госдолг превысил 60% ВВП.
Конечно, новая четырехлетняя расширенная программа МВФ на 17,5 млрд долларов и сопутствующие ей финансовые инициативы других международных организаций помогут Украине избежать дефолта, однако не стоит ожидать, что привлеченные средства также решат структурные проблемы страны.
«Новое соглашение с МВФ рассчитано лишь на то, чтобы обслуживать внешние текущие долги. Развития данная программа не предполагает — даже не хватит на покупку российского газа в следующем отопительном сезоне. Поэтому нельзя называть эту программу стабилизационной», — говорит экономист Всеволод Степанюк.
Не стоит также забывать, что страна продолжает жить в условиях дефицита госбюджета, Пенсионного Фонда, «Нафтогаза» и счёта текущих операций, а также непрогнозируемого девальвационного процесса и проблемного банковского сектора. Кроме того, на деле отсутствует проведение запланированных реформ, необходимых для активизации работы национальной экономики.
«Существует большая вероятность, что в 2015 году показатель соотношения госдолг/ВВП будет увеличиваться. Текущий дефицит бюджета на 2015 год предусмотрен в размере 177 млрд гривен, или 10,3% от ВВП (включая расходы на докапитализацию госбанков, «Нафтогаза» и ФГВФЛ, а также госгарантии). В этом показателе заложен рост внутреннего долга на 36% до 0,7 трлн гривен, а объем внешнего долга необходимо увеличить как минимум на 17% до 45,3 млрд долларов для финансирования отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса», — сообщают в НАБУ.