В последние дни своего легального существования в Украине популярные российские сайты ВКонтакте, Однокласники и Яндекс показали рекорды посещаемости и продемонстрировали «драматический рост трафика». Даже те украинцы, которые несколько месяцев, а то и лет, не заходили на свои страницы, посетили данные ресурсы. Кто-то просто проверить, работают ли они еще, а некоторые, более предусмотрительные, скопировать и сохранить на компьютеры важную для них информацию, фотографии, документы и контакты. Утром 18 мая российские ресурсы попавшие под запрет, стали недоступны привычным способом.
Президент Украины Петр Порошенко ввел в действие решение СНБО от 28 апреля "О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)", которое расширяет список физических и юридических лиц подлежащих санкциям со стороны украинского государства.
В расширенном санкционном списке указаны 1228 физических и 468 юридических лиц. Среди попавших под санкции российские банки, авиакомпании, различные предприятия, в том числе и оборонные, СМИ и ІТ-компании. Несмотря на то, что Указ предусматривает санкции в отношении более чем тысячи лиц и сотен компаний РФ, наиболее бурную реакцию в украинском обществе вызвали сообщения о блокировании доступа к интернет-сервисам "Яндекс" и Mail.ru, соцсетям "ВКонтакте" и "Одноклассники" (обе контролируются Mail.ru Group). Интернет-провайдеров обязали заблокировать доступ к этим интернет-ресурсам.
Стоит отметить, что для компаний санкции применяются на срок от года до трех лет, для граждан – на сроки один год, три года, пять лет и бессрочно. /> Трехлетние санкции в отношении них предусматривают блокирование украинских активов, ограничения торговых операций, запрет на вывод средств за пределы Украины, прекращение выполнения экономических и финансовых обязательств, и главное — блокировка интернет-провайдерами доступа к этим ресурсам.
Вполне естественно, что у многих в Украине известие о запрете российских ресурсов вызвало шок. Ведь с полной уверенностью можно сказать, что более половины украинских интернет-пользователей, так или иначе, являются активными пользователями российских сайтов.
Кто-то ежедневно использует Яндекс-карты (пробки), кто-то всю свою жизнь хранит в фотографиях на своей станице в соцсети. Там же слушает музыку и смотрит фильмы, на почте и прилагающихся е-дисках хранит важные рабочие и личные документы. Представить, что все это вмиг исчезнет сложно, а кому-то даже страшно.
Для многих украинских бизнесменов и предпринимателей запрет российских ресурсов станет сильным ударом по бизнесу. Ведь иногда раскрутку и построение бизнеса в соцсетях и на ІТ-сервисах вкладываются огромные средства. Многие могут не подняться после такого «санкционного подарка».
В тоже время некоторые «участники рынка», в том числе и эксперты лукавят, заявляя, что решение СНБО и указ Президента стали для них неожиданностью. Ведь информация о возможном тотальном запрете на российские ресурсы и сервисы появилась достаточно давно. На возможность запрета намекал и сам Порошенко и другие украинские политики. Например, еще в феврале о возможном запрете ВК и ОК заявлял эпатажный советник главы МВД Зорян Шкиряк. По его словам, уже тогда правоохранители и спецслужбы готовили необходимую базу для подобных решений. Видно как раз к маю и подготовили. Тогда в реальность подобных запретов верилось слабо, но серьезность намерений демонстрировалась высокая.
Несмотря на показное удивление, реакция попавших под санкции ІТ-компаний не говорит о восприятии наступающих запретов как катастрофы. Преувеличивая свою значимость для украинского общества (в Mail.ru например заявили, что их пользователями являются около 25 млн украинцев, а это больше, чем всего интернет-пользователей в Украине – около 20 млн.), они тем не менее изображают «твердость характера». В Яндексе, например, заявили, что для них потеря украинского рынка вообще не проблема «Бизнес Яндекса очень большой, и санкции не окажут на него негативного влияния». Практически об аналогичной незначительности украинского рынка заявили и в Mail.ru. «Доля украинского бизнеса в структуре выручки холдинга незначительна, поэтому нет причин для корректировки финансовых планов», — сказано в сообщении MRG.
Свое недовольство и сомнение в правильности запретных действий властей выразили не только попавшие под санкции российские компании, но и их украинские коллеги. Ведь они тоже приспособились и неплохо кормятся от сотрудничества с российскими ІТ-гигантами. Бизнес некоторых украинских интернет компаний и провайдеров плотно завязан на россиянах. В случае запретов они будут нести миллионные убытки. Поэтому они будут противиться исполнению данного Указа, заявлять о его незаконности и цензуре. Как и в анекдоте про ежиков, которые «плакали, кололись, но ели кактус», украинским провайдерам, несмотря на нежелание, придется выполнять волю руководства государства.
С заявлениями о сложности и дороговизне блокировки россайтов выступили представители «Укртелекома», «Воли» и Интернет ассоциации Украины.
Первым о планах по выполнению решения СНБО заявил крупнейший украинский интернет-провайдер "Укртелеком".
"Процесс достаточно сложный и требует определенного времени, учитывая значительное количество ресурсов", — заявил директор по корпоративным коммуникациям компании Михаил Шуранов, отметив, что работы продлятся от нескольких дней до недели.
«Выполнение Указа Президента о запрете Mail.ru, "Вконтакте" и "Одноклассники", является трудоемким и ресурсо-затратным процессом. Процесс выполнения Указа уже принят в работу специалистами технического и юридического департаментов компании. Мы детально оцениваем риски и последствия, поэтому пока рано говорить о конечных сроках выполнения Указа», — сообщили в компании "Воля".
В Интернет-ассоциации заявили, чтобы полностью заблокировать российские сайты в Украине, нужно от года до двух лет времени и около миллиарда долларов.
"Если мы говорим о текущем Указе Президента, его надо выполнять, когда он вступит в действие. Если мы говорим о дальнейших действиях, то надо год-два и более и где-то в рамках государства один миллиард долларов", — заявил председатель правления Интернет-ассоциации Украины Александр Федиенко.
Утром 17 мая в газете Урядовый курьер опубликован Указ Президента, которым официально вводится в действие решение СНБО.
Выполнение санкций в части блокирования российских ресурсов и сервисов проблематично не только с технической стороны, о чем заявили эксперты и провайдеры, но и что более важно с юридической.
С точки зрения права блокирование сайтов в Украине пока возможно лишь по решению суда. Для блокировки сайтов в соответствии с указом Президента необходимо создавать законодательную базу и вносить изменения в законодательство. Об этом заявили и все тот же Зорян Шкиряк, и глава комитета ВР по информатизации и связи Александр Данченко и др.
В истории с антироссийскими санкциями и запретом соцсетей снова проявилась одна из главных проблем любой украинской власти – слабая коммуникация с обществом и непродуманная информационная политика. Запрет на россайты свалился для многих как снег на голову посреди мая и воспринимается не как борьба с российским влиянием и усиление национальной безопасности, а как наступление на их свободы и цензуру. Запрещают не какие-то «чужие» российские «одноклассники», а доступ к «родным» профилям, страницам, фотографиям и письмам.
С таким подходом и слабой информационной поддержкой столь масштабных стратегических решений, украинская власть и руководство страны не только рискует окончательно растерять остатки своего рейтинга и доверия украинцев, но и спровоцировать очень вероятные акции протеста. Каждое слабо проработанное решение, реализуемое без необходимого информирования граждан о его необходимости и пользе, закладывает основу для роста негативных настроений и потенциальных протестных акций.
Руководству государства, кроме ожидаемо негативной реакции значительной части общества, следует быть готовым к также вполне прогнозируемой негативной реакции зарубежных партнеров и международных организаций. Неудобные вопросы и даже обвинения в недемократичности действий и цензуре обязательно будут. Чтобы не ударить в грязь лицом на них необходимо иметь четкие ответы и железобетонные аргументы в своей правоте. А тут как раз и могут появиться проблемы.
Запрет на российские сайты и соцсети не сможет полностью решить главную проблему – пагубное информационное воздействие иностранного государства на украинское общество.
Подпавшие под санкции российские ресурсы это только малая часть из множества каналов коммуникаций, по которым на украинское общество осуществляется воздействие. Закрыв эти пусть и столь мощные каналы, можно только немного замедлить негативное воздействие, но не остановить его. К тому же есть масса различных способов обойти практически любые запреты и блокировки.
После извещения о блокировании сайтов появились чуть ли ни онлайн-учебники с рекомендациями, как попасть на блокируемый и запрещенный «любимый» сайт.
В числе советов:
– прокси-серверы и анонимайзеры, которые меняют IP-адрес на нужную страну;
– браузер Tor, который позволяет смотреть заблокированные ресурсы;
– VPN-подключение, позволяющее выходить с разных IP-адресов;
– программы для изменения IP-адресов и серверов доступа к сети;
– мобильные приложения, позволяющие просмотр запрещенных ресурсов.
Пример с закрытием файлообменников ех.ua и fs.to показал полную неэффективность подобных мер. Через пару недель вместо двух закрытых открылись десятки аналогичных ресурсов. Часть из новых сайтов после еще пары месяцев «обкатки» реально может превзойти по качеству, наполнению и функционалу закрытые площадки.
Безусловно, после запрета ОК и ВК никто не будет создавать их аналоги. Просто вместо российских ресурсов, будут доминировать американские. Аудитория переместится в Facebook и Твиттер. А сервисы Яндекса вполне успешно возьмется предоставлять украинцам тот же Google. Вслед за аудиторией на соответствующие ресурсы вполне успешно могут переместиться и инструменты воздействия на массы, используемые в российских соцсетях.
Запрет может оказаться не таким эффективным, как ожидают его инициаторы. С аналогичным результатом вслед за блокированием ОК и ВК, можно будет предложить запретить Интернет. Целесообразней не запрещать, а предлагать альтернативу и вести более эффективную информационную и гуманитарную политику, наполнять Сеть и информпространство в целом нужными Украине ценностями и смыслами. Необходимо выстраивать эффективные коммуникации власти с обществом и в самом обществе между разными социальными группами. Да это сложнее, дороже и рассчитано на более отдаленную перспективу, но стратегически данный подход более действенен, чем любые запреты.