Жилищные субсидии: справится ли система с грядущим ростом тарифов
В Украине стартовал отопительный сезон, а это значить, что суммы в платежках значительно увеличатся и на полную силу раскрутится маховик системы жилищных субсидий.
Автор: Никита Багаль
Нынешний масштаб государственный помощи в оплате жилищно-коммунальных услуг возник вследствие многократного роста тарифов, который стал в свою очередь плодом реформ в сферах энергетики и ЖКХ.
Однако если сравнивать с прошлыми годами, то сегодня число субсидиантов сократилось. Это произошло благодаря росту минимальной зарплаты, которая в свою очередь подхлестывает среднюю. Рост «минималки» продолжится и в следующем году. Так, согласно плану властей, минимальная зарплата к лету 2021 года составит 6 500 гривен, что создает предпосылки, если не для снижения, то для сохранения текущего количества получателей помощи. Но есть «но», о котором речь пойдет позже. К слову, сегодня в системе получения жилищных субсидий более 2,5 млн домохозяйств.
Большинству семей, нуждающихся в государственной помощи, субсидия назначается автоматически при условии неизменности финансово-имущественного статуса и состава членов домохозяйства. Однако некоторым семьям все же нужно подтвердить свои данные, связавшись с центрами социальной защиты. При этом набор подающихся документов остается прежним – это заявление и справка о среднемесячном совокупном доходе семьи.
Надо сказать, что государство ужесточило требования к претендентам на субсидии, пересмотрев материальный критерий. Так, семье будет отказано в помощи, если она совершила единовременную покупку на более 100 тыс. гривен или имеет новую машину, или сдает недвижимость в аренду. Также на субсидии не могут рассчитывать должники за услуги ЖКХ.
Вообще, начиная с 2021 года, каждого, кто подаст заявление на субсидию, будут проверять в три этапа. Верификация будет проходит перед назначением выплаты, во время получения выплаты и в течение трех лет после отмены выплаты. Такая работа будет осуществляться с помощью Минфина.
Так, это ведомство может рекомендовать еще раз проверить «подозрительного» субсидианта. Полученную информацию еще раз проверяют в Минсоцполитики и только после этого могут принять решение, что делать. Любое умалчивание или сокрытие, касающееся изменения доходов семьи, является поводом для отмены государственной помощи. Более того, в случае выявления злоупотреблений государство потребует от домохозяйства вернуть каждую незаконно выплаченную копейку в бюджет, при этом отказников ждет суд.
Ждет субсидиантов и урезание финансирования. Если в этом году на субсидии было предусмотрено 39,3 млрд гривен, то в 2021 году эти расходы будут сокращены до 36,6 млрд гривен.
Эксперт по энергетическим вопросам Юрий Корольчук говорит, что это приведет к росту задолженности населения за услуги ЖКХ.
«Некоторые эксперты прогнозируют, что в этот отопительный сезон долги за коммуналку могут составить порядка 90 млрд гривен к апрелю», — заявил он.
Отметим, что, по данным Госстата, в сентябре долг населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги был равен 54,2 млрд гривен.
Чиновники признаются, что 36,6 млрд гривен на выплаты субсидии — цифра неокончательная.
«При расчете проекта государственного бюджета на 2021 год было предложено 36 миллиардов гривен. Это соответствует условиям, в которых мы считали расходы. Если произойдет увеличение цен или тарифов, то эту цифру будем пересматривать. Мы не предусматривали существенного уменьшения получателей субсидий», — говорит замминистра социальной политики Виталий Музыченко.
А вот в Минфине говорят о 5 млн семей, которые будут претендовать на получение субсидии в следующем году.
О неизбежности увеличения числа субсидиантов говорят и в Счетной палате, так как «бытовой» газ продолжит дорожать. К примеру, в ноябре «голубое топливо» прибавило в цене на треть, составив 8-9 гривны за куб. м.
Рост тарифов также будет связан с ожидаемым полным переходом на рыночные рельсы электроэнергетического сектора и отмены ПСО-цены на газ для предприятий ТКЭ, которые производят тепло и горячую воду.
Экономист Олег Пендзин считает, что в случае устойчивого роста цен на газ повышение «минималки» не сгладит ситуацию с субсидиантами.
«Если цены на газ будут прошлогодними, то повышение «минималки» свою роль сыграет и количество субсидиантов уменьшится. Но если коммунальные платежи будут расти, то рост «минималки» не спасет ситуацию», — отметил он.