Наталия Юрчук
07:00 15/12/2014

Зима в большом городе: спасет ли Киев приобретенная КГГА техника (ИНФОГРАФИКА)

Зима в столице традиционно становится стихийным бедствием. И хоть в КГГА уверяют, что столица готова к снегу и гололеду настолько, что даже была  закуплена снегоуборочная техника, за две недели, с 23 ноября, из-за скользких дорог пострадали 5521 взрослый и 1176 детей. А ведь это только начало зимы. Более того, настоящих снегопадов, где муниципальная техника смогла бы себя проявить во всей красе, Киев пока не видел. Поэтому ГолосUA решил выяснить, сколько на самом деле в столице снегоуборочной техники, где ее закупают и справится ли она с капризами погоды.

Итоги первого снегопада:  5 сломанных железных коней

Первый снегопад в столице «выгнал» расчищать дороги и улицы Киева от снега 277 машин-снегоуборщиков. Боевое крещение техники прошло почти удачно – сломалось только пять автомобилей.

 Как отмечают в "Киевавтодоре", большая часть работ по уборке города от снега проходит ночью, когда дороги становятся свободнее. Поэтому здесь искренне радуются, когда снег выпадает в выходные. Ведь техники объективно не хватает.

Поскольку машины-снегоуборщики работают в агрессивной среде, их срок эксплуатации — от 8 до 10 лет. Но все зависит от водителей и правильного обслуживания. 

«На балансе «Киевавтодора» 16% машин, которые отработали до 5 лет. От 5 до 10 лет – 27% и большая часть парка – техника, которая работает больше 10 лет. Мы ремонтируем машины, которые отработали свой срок и они продолжают служить нам до 20 лет. После этого технику списывают и продают через аукцион для других предприятий», — констатировал заместитель генерального директора КП «Киевавтодор».

На сегодняшний день, по признанию автодоровцев, для эффективной уборки снега Киеву стоило бы обзавестись примерно 350 машинами-снегоуборщиками.

В октябре нынешнего года КП «Киевавтодор» провел тендерные торги на закупку 45 единиц техники для уборки снега на сумму 54,5 млн. грн.

В столицу уже прибыло 11 тракторов «Беларус» с щеткой и передним отвалом для зачистки снега, и 2 фронтальных погрузчика китайского происхождения. В скором времени планируют поставить 12 единиц солеразбрасывателей «Шмидт» на базе 20-тонных самосвалов МАЗ, а также 20 машин – снегоочистителей.

«На фронтальном погрузчике будет установлено два ковша – по два и три куба, а также отвал для снега. При больших снегопадах, погрузчиком можно будет работать как райдером – расчищать большие снежные сугробы. Эту технику мы использовали на дорожных развязках во время снежного коллапса в марте 2013 года», — рассказал Петр Береговой.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-12/15/RQ5O9WyZTTCDgxRh/image/1.jpg" />

Металлолом из Берлина за 5 тысяч евро

Проблему нехватки техники и "бюджетных дыр" на ее приобретение отцы города решили просто: если денег нет, снегоуборочники либо берут в аренду у частных и коммунальных компаний, либо приобретают машины, бывшие в употреблении, за рубежом.

Так, председатель КГГА Владимир Кличко на протяжении нескольких месяцев с пафосом анонсировал появление в столице снегоуборочных машин с очень широкими ковшами, которые должны были прибыть из Берлина и Мюнхена. И действительно, недавно в Киев своим ходом из Германии приехало 2 машины для развозки реагентов на базе автомобилей МАN.

«Стоимость одной такой машины — 5 тысяч евро. Это автомобили, которые были в пользовании, но они в хорошем состоянии. Сейчас техника проходит сертификацию при растаможивании, а потом поставим их на регистрацию и будем работать», — отметил  П. Береговой.

С точки зрения здравой логики, Киев помог немецким городам утилизировать технику, которую Мюнхен и Берлин попросту списали. И, по идее, нам еще должны были бы заплатить за импортный металлолом, но нет — город за это еще и заплатил, пополнив малыми деньгами экономику другого государства.

«Использование б/у-техники – болезнь Киева. Мы пускаем на линию трамваи, которым по 30-40 лет и которые уже не годятся даже на металлолом. На первый взгляд, это кажется дешевле – приобрести технику, бывшую в употреблении, однако все забывают о стоимости дальнейшей эксплуатации и амортизацию. Приобретение и использование техники, бывшей в употреблении – это консервация отсталости», — отметил экс-мэр Киева Иван Салий.

Возникает логичный вопрос: есть ли смысл перегонять технику из-за границы, когда Украина богата своими машиностроительными заводами: Кременчугским автомобильным заводом (КрАЗ), Бородянским экскаваторным заводом, Южмашем, Харьковским тракторным заводом и многими другими.

"Зачем нам Германия, когда в Украине можно закупать отечественные автомобили? Покупая технику из-за границы, мы привязываемся к запчастям, ведь если что-то поломается, нужной детали у нас может не оказаться. Также важно, во сколько обходится эксплуатации этой техники», — сказал эксперт по вопросам ЖКХ Александр Карпец.

Но в "Киевавтодоре" заявляют, что например, Минский автомобильный завод (МАЗ) продает технику на 200 тыс. грн. дешевле, чем Кременчугский.

В свою очередь экс-заместитель главы КГГА Владимир Бондаренко вообще советует привлекать спецтехнику из аэропортов, которая быстро справляется с уборкой снега на взлетных полосах, а потом простаивает.

 «У аэропортов «Жуляны», «Борисполь», «завода 410 гражданской авиации» и авиационного комплекса им. Антонова в наличии имеются специальные роторные снегоочистители (вал с большими лопастями – ред.), которые могут чистить и выбрасывать снег на большое расстояние. Необходимо, чтобы городские власти провели инженерно-техническое собрание и начали заключать договора. Также, нужно привлекать БАТы из бронетанковых экскаваторных заводов. Это мощные машины, предназначенные для прокладывания колонных путей, рвов и траншей. В Киеве такую технику надо применять на больших проспектах»,- подчеркнул он.

 «Проклятие снегопада» над городом

Экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко утверждает, что над Киевом еще с времен Л. Черновецкого до сих пор висит «проклятие снегопада» и если новой власти не справиться с ним, у нее больше не будет шансов переизбраться на следующих выборах. 

«Я думаю, что и при власти А. Попова деньги на выделенную технику просто украли, и ее никто не закупал!», — уверен А. Кучеренко. 

Вместе с тем, в «Киевавтодоре» заявляют, что последний раз снегоуборочные машины для столицы закупались в 2009 году. Пять лет назад город потратил на спецтехнику около 34 млн. грн.

«Было закуплено 2 погрузчика из Китая, 4 грейдера и порядка 20 машин солеразбрасывателей. На то время одна такая машина стоила 1 млн. 700 грн, когда на сегодняшний день ее цена —   2 млн. 300 грн. Стоимость поднялась в связи с курсом доллара. И если учитывать, что оборудование у нас импортное, то и цены дороже», —  констатировал П. Береговой.

С первым снегом снегоуборочная техника в столице справилась. Но это лишь первые числа самой суровой поры года. Синоптики прогнозируют, что зима в 2015 году будет аномально холодной, затяжной и с морозами до середины марта. Не исключено, что Киев рискует повторить сценарий транспортного коллапса 2013 года.

Читайте также по теме