Столичным школьникам уже пообещали трехнедельные зимние каникулы, а вместе с ними и уплотнение учебной программы, чтобы потом наверстать упущенное. В Киевской городской государственной администрации объясняют такие меры экономией. Как перенесут эти меры сами ученики и почему решение общенациональной проблемы перебросили на плечи местных советов, разбирался ГолосUA.
Вопрос местных бюджетов
Как сообщила заместитель главы КГГА по гуманитарным вопроса Анна Старостенко, для киевских школьников зимние каникулы будут длиться с 27 декабря 2014 года по 18 января 2015 года включительно.
«В связи с режимом экономии тепловой энергии в столице городская власть вынуждена продлить зимние каникулы до трех недель. За дополнительную неделю каникул Киев сможет сэкономить 5 млн грн. Это позволит обогреть школы в более холодный период, который традиционно приходится на конец января – начало февраля», – объяснила чиновница.
Кроме того, она подчеркнула, что учебная программа будет выполнена за счет ее уплотнения, не объяснив, как именно.
Председатель комитета ВР по вопросам науки и образования Лилия Гриневич подчеркнула, что продолжение зимних каникул в школах — вынужденная мера.
«Разные органы местного самоуправления по-разному подошли к решению этого вопроса. Кто-то учился дольше в осенний период и, таким образом, исчерпал учебное время. Хуже всего, когда каникулы влияют в общем на уменьшение учебного времени», — считает Л. Гриневич.
Программу, по которой дети сейчас учатся в школе, сложно назвать легкой. Многие родители жалуются на перегруженность ребенка. А как ее собираются уплотнять, тем более – для детей младших классов – вообще не укладывается в голове. В этом вопросе, полагают эксперты, очень важно, чтобы органы местного управления, управления образования, школы сумели или обеспечить компенсацию этого времени в теплый период, или организовать дистанционное обучение для детей.
«Например, во многих киевских школах именно так это и будет организовано – через дистанционное обучение. С помощью Интернета — это не проблема. Понятно, что такие занятия ни в коем случае не смогут заменить личное общение с учителем», — объяснила политик.
Ранее министр науки и образования Сергей Квит заявил, что школы должны согласовать начало зимних каникул и их длительность вместе с местными органами власти. "Потому что у местных органов власти есть деньги на их отопление", — объяснил Квит.
В некоторых областях пошли другим путем — решили вычитать все уроки в теплый период – весенний. «Дело в том, что в разных областях — разная ситуация с энергоносителями. У каждого региона — разные возможности экономить электроэнергию. Есть много причин, почему именно органы местного самоуправления, а также школы имеют право принимать решения об этих вынужденных каникулах, их длительности и то, как они будут компенсировать это учебное время», — объяснила Л. Гриневич.
Она напомнила, что вопрос расчета за энергоносители всегда касался местных бюджетов. А государство должно вмешаться в эту проблему в случае серьезных ситуаций. «Школы и детские садики отнесены к коммунальной собственности. Именно поэтому органы местного самоуправления ответственны за них. В процессе децентрализации еще больше учебных заведений попадут на попечение органов местного самоуправления», — объяснила она.
Знания ученика буду зависеть от его самодисциплины
В школах столицы пока не готовы говорить о том, как будут «уплотнять» программу. Впрочем, и заявили об этом только вначале недели. Так что – обсуждать, наверное, рановато. Правда, школьные психологи утверждают – ничего страшного в этом нет.
«К минусам длительных каникул можно отнести нарушение определенной системы, привычки. А плюс в том, что мы смотрим, что жизнь разная, и нужно быстро приспосабливаться к жизненному течению. У нас существует некая иллюзия безопасности. Думаем, что все должно быть хорошо, а если что-то изменилось, нас это пугает. Хотя это неправильно, потому что мир меняется, но довольно часто мы не хотим принимать эти изменения», — объяснила школьный психолог Ольга.
Любые изменения, по мнению психолога, хороши, потому что дают новые возможности проявить себя по-другому. «Наблюдается тенденция, когда мы можем найти много во всем негатива. Много пессимизма. Надо смотреть с обеих сторон – и плюсов и минусов. Тогда это объективно», — подчеркнула Ольга.
Впрочем, не очень радостно настроены и учителя, которым придется догонять программу. «Мне-то не так сложно будет, у меня немного часов в неделю. А вот тем учителям, у которых занятия ежедневные, после каникул придется несладко. Уже слышала, как жаловались, что по две-три темы за один урок тяжело осваивать и для учителя, и для ученика», — поделилась учитель одного из столичных лицеев Лилия.
Впрочем, психолог Ольга считает, многое в вопросе образования во время школьных каникул зависит от самоорганизации школьника. «Я склонна говорить, что мы все — участники учебно-воспитательного процесса – и родители, и дети, и учителя. Очень правильно, чтобы учитель и родители говорили в одной плоскости», — заявила Ольга.
Решить проблему уплотнения программы возможно правильной организацией родителями работы в ходе каникул. «Идете на каникулы – получаете блок заданий. Разумно во время каникул распределить время на изучение предметов. Это также вопрос самоорганизации. Советую детям брать блокноты и планировать свой день», — резюмировала психолог. Кроме блокнота и планов, по рекомендации Ольги, важно постепенно возвращать ребенка к режиму сна, который у него соблюдается в ходе учебного процесса.
«Если он привык просыпаться в 11:00 во время отдыха, то хорошо бы, чтобы перед началом учебы школьник просыпался в 7:00 утра. То есть и психологически, и физически надо готовить ребенка наперед к тому, что отдых закончился и пора возвращаться к учебному процессу», — объяснила психолог. В общем, образование в ходе каникул рассчитывается на самоорганизацию учеников. Ну и, естественно, на их родителей, которые должны контролировать своих детей. «Для меня странно, когда родители контролируют детей в 9 классе, выполнили ли они домашние задания, как и выполнение каждого отдельно. Важно научить детей отвечать за свои поступки, а родителей – не бояться этого», — считает психолог.
Несмотря на позицию психолога, которая призывает рассчитывать на самостоятельность учеников и воспитывать в них ответственность, Л. Гриневич убеждена, что качество знаний в ходе каникул и после них зависит от директора школы. А точнее – того, как от сможет организовать учебный процесс. Если будет небрежное отношение по отработке учебного времени, как утверждает Л. Гриневич, то может отразиться на знаниях детей.
«Если будут пытаться втиснуть несколько уроков в один, это нарушение, которое нельзя допускать. Одна из функций органов местного самоуправления – проконтролировать, чтобы это не было сделано за счет учебных возможностей детей», — считает политик. Сложно говорить, будут ли объединяться уроки, но выкручиваться учителям придется.
Экономить можно другими способами
Психолог Ольга утверждает, что в длительных каникулах не надо искать чего-то чрезвычайного. Мол, научены уже карантинами и осенними каникулами, которые тоже были немаленькими. «Можно по-разному показывать и рассказывать, но чем спокойнее мы ко всему этому относимся, тем спокойнее проходит весь процесс», — отмечает психолог.
Эксперты также считают ситуацию катастрофической, но утверждают, что решать проблемы национального масштаба надо на общегосударственном уровне, а не перекладывать на плечи местных бюджетов.
«Власть – причем не столичная, а центральная, должна создать такие условия, а парламент – принять такие законы, которые бы обязали поставщиков тепла за собственные деньги установить счетчики на всех бюджетных учреждениях и жилищных домах, чтобы происходил четкий обсчет потребления тепла», — считает директор аналитико-исследовательского Центра «Институт города» Александр Сергиенко. По его убеждению, экономить можно совсем по-другому.
«Это должно быть заданием государства. Ситуацию эту можно разрешить раз и навсегда на государственном уровне, а не на местном», — убежден эксперт.