Золотые парашюты — выплаты, предусмотренные топ-менеджерам в случае увольнения, в «Укрзализныце» составляют миллионы гривен. Тем не менее главу компании уволили до завершения контракта. Эксперты ожидают назначения иностранного менеджера.
«Был готов продолжить работу без денежных выплат»
Кабинет министров согласовал увольнение главы «Укрзализныци» Евгения Кравцова. Об увольнении сообщил премьер-министр Алексей Гончарук, подчеркнув, что это «шаг для перезагрузки всего, что происходило в этой государственной компании».
Евгений Кравцов, в свою очередь, сообщил, что было принято решение досрочного расторжения контракта со стороны работодателя с соответствующей денежной компенсацией. «Она не маленькая, скажу сразу», — написал он в Facebook.
Кравцову, по данным СМИ, будет выплачена компенсация в размере годового оклада. Отметим, что по данным Нацагентства по вопросам противодействия коррупции (НАПК), в 2018 году глава «Укрзализныци» в месяц получал более 800 тысяч гривен. За год выходила сумма почти 10 миллионов (точнее — 9 млн 749 090 грн). Но «голый» оклад меньше. В прессе писали, что это — 570,6 тыс. грн в месяц. И, если оклад не менялся в 2019 году, то Кравцов получит только 6,8 млн гривен компенсации.
Сам Кравцов написал в Facebook, что был готов работать бесплатно, лишь бы не уволили. «Со своей стороны, я был готов продолжить работу в транспортном секторе без денежных выплат по контракту», — подчеркнул он. Экс-глава «Укрзализныци» утверждает, что набсовет уволил его без формальных оснований, ведь недавно рассматривался отчет о работе, который «удовлетворил все стороны».
Пока функции главы компании, по данным СМИ, будет выполнять словенец Марчек Желько. Он — член правления, в которое входят еще два поляка, чех и два украинца.
Стоит напомнить, что накануне увольнения Кравцова, стало известно о договоренности с немецким железнодорожным оператором Deutsche Bahn. По словам премьера Алексея Гончарука, речь идет о передаче «Укрзализныци» «в управление». А по данным Deutsche Bahn – только о «предоставлении консалтинговых услуг».
Условия сотрудничества будут прописаны в договоре, который будет заключен в начале февраля. Все, что пока известно, это то, что инженерно-консалтинговая компания DB Engineering & Consulting, входящая в Deutsche Bahn и занимающаяся проектами в области инфраструктуры, мобильности и транспорта, «будет поддерживать и консультировать «Укрзализныцю» по предпринимательским и техническим вопросам».
На вопрос о том, будет ли Deutsche Bahn назначать руководителя «Укрзализныци» министр инфраструктуры Владислав Криклий сказал: «Мы говорим пока о консультациях и о партнерстве. В дальнейшем будем рассматривать разные сценарии».
В правительстве заявляют, что «Укрзализныця» останется под полным контролем государства. Но политолог Андрей Золотарев прогнозирует: «Сейчас присутствие иностранцев в «Укрзализныце» будет куда более заметным».
«Увольнение Кравцова связано не только с плачевными результатами его работы, несопоставимыми с оплатой его труда, судя по которой, «Укрзализныця» должна представлять собой пример экономического чуда. Сейчас на «Укрзализныцю» заходит другая команда и другие бенефициары», — говорит Золотарев.
Он отмечает, что в наблюдательном совете «Укрзализныци» заседают: Шевки Аджунер- гражданин Турции (глава набсовета), Андерс Ослунд — гражданин Швеции, Кристиан Кун -гражданин Германии, Адомас Азуолас Аудицкас — гражданин Литвы, Андреас Матье — советник австрийской нефтяной компании, а также советник министра инфраструктуры Украины Олег Журавлев и экс-нардеп Сергей Лещенко. Последний возглавляет некий антикоррупционный комитет в набсовете, в который входят Аудицкас и Осланд.
«5 из 7 членов — иностранцы»
Андрей Золотарев иронизирует: «Судя по составу наблюдательного совета «Укрзализныци», включающего известного профессионального борца с коррупцией, ничего хорошего в перспективе «Укрзализныце» это не сулит».
Отметим, что Сергей Лещенко был назначен Кабмином в состав набсовета «Укрзализныци» 18 декабря. Хотя еще в ноябре министр инфраструктуры Владислав Криклий анонсировал, что государство намерено отозвать своих представителей. Он пояснял, что наблюдательный совет состоит из независимых членов, которые избирались номинационной комиссией, это, в основном, нерезиденты.
«Но есть и представители государства, их мы точно будем отзывать. Хотим заслушать результаты», — говорил министр. Тогда государство в набсовете «Укразизныци» представлял его советник Журавлев и президент Украинской академии корпоративного управления Адомас Аудицкас (тот ранее был советником премьер-министра Гройсмана).
О независимых членах известно, что Шевки Аджунер с 2013 по 2018 работал директором Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в Украине.
Шведский экономист Андерс Ослунд, по данным СМИ, является членом наблюдательного совета банка Кредит-Днепр, который принадлежит олигарху Виктору Пинчуку. Кроме того, он сопредседатель попечительного совета попечителей Киевской школы экономики, где почетным президентом состоит министр экономики Тимофей Милованов.
О Кристиане Куне злые языки судачат, что он, якобы, не владеет русским и украинским языком. Тем не менее, он — член набсовета Литовской и совета директоров Казахстанской железных дорог. Андреаса Матье упрекают в том, что австрийская нефтяная компания OMV AG., где он работал, дескать – один из партнеров в строительстве «Северного потока-2».
Политолог Сергей Быков пишет в Facebook: «Иностранцы так хотят помочь Украине, что захватили львиную долю госпредприятий. В набсовете железнодорожного гиганта 5 из 7 членов — иностранцы. А если проанализировать работу экс-депутата Рады Сергея Лещенко, то и его можно причислить к иностранным агентам. Он же давний член клуба «соросятников». По их квоте Лещенко и вошел в наблюдательный совет УЗ».
Политолог прогнозирует, что «Укрзализныцю» возглавит иностранец. «Этого хочет иностранный наблюдательный совет», — поясняет он.
Стоит отметить, что украинской железной дорогой уже руководил иностранный гражданин — поляк Войцех Балчун. Он занимал пост с апреля 2016-го по август 2017 года. Когда Балчун уволился, эксперты отмечали, что он запомнился только конфликтом с министром инфраструктуры. Польский менеджер не завершил реструктуризацию долгов «Укрзализныци», не вывел компанию на международный рынок кредитов, не разработал обещанную стратегию развития предприятия.
А увольнялся так: когда годовой контракт подошел к концу, правительство должно было решить, продолжать ли соглашение на основе годового отчета. Но Барчун решил отчет не готовить.
Как бы то ни было, именно наблюдательный совет назначает руководителя «Укрзализныци». Вернее — подает на утверждение Кабмину. До подписания соглашения с Deutsche Bahn нового руководителя вряд ли назначат.
А к подписанию принялись активно готовиться. Кабмин создал рабочую группу по обсуждению деталей будущего сотрудничества «Укрзализныци» с Deutsche Bahn. В нее вошли представители Министерства инфраструктуры, «Укрзализныци», транспортного комитета Верховной Рады, бизнес-ассоциаций и профсоюзов. Сообщают, что Европейская бизнес-ассоциация также выразила желание присоединиться к рабочей группе.
«Нам важно, чтобы подписанный в начале февраля документ о сотрудничестве с Deutsche Bahn учитывал все важные аспекты, включая безопасность и социальную составляющую», — заявляет премьер Алексей Гончарук. Правда, в чем именно будет состоять сотрудничество он так и не пояснил.
Скептики считают, что сотрудничество с немецкой компанией может послужить неким оправдательным предлогом для повышения стоимости перевозок. Пока по финансовому плану «Укрзализныци» известно, что билеты подорожают на 21,9% — тарифы будут повышаться на 2% ежемесячно с 1 марта 2020 года. Но после контракта с Deutsche Bahn подорожание может быть более резким – прогнозирует экономист Алексей Кущ. «Убыточные пассажирские перевозки, которые сейчас дотируются за счет грузовых, резко подорожают — в 3-4 раза», — считает он.