С целью содействия Украине в выполнении достигнутых на прошлой неделе в Женеве международных соглашений, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в срочном порядке направляет в нашу страну усиленную мониторинговую группу, которой предстоит «добиться разоружения военизированных формирований в Луганской, Донецкой и Николаевской областях». Об этом говорится в специальном коммюнике, опубликованном накануне в ходе экстренного заседания ОБСЕ в австрийской столице.
Согласно официальному документу, расцененному аналитиками, как «ультиматум сепаратистам», «незаконные вооруженные группировки должны прекратить разбой и показательные убийства, а также полностью освободить захваченные здания». В противном случае Организация использует все свои дипломатические каналы для введения дополнительных санкций против России и запрета на въезд на территорию Европы для всех, кто причастен в разжигании конфликта на юго-востоке Украины.
О том, какими правами будут наделены члены Миссии, которую планируется увеличить до 500 человек – лучших сотрудников структуры, пока ничего не сообщается. Зато известны их обязанности, среди которых – переговоры со всеми участниками украинского гражданского противостояния и содействие официальному Киеву в подготовке документов по децентрализации и общественным реформам. Не больше.
Но, похоже, в штаб-квартире Организации этим ограничиваться не собираются. Председатель ОБСЕ Дидье Буркхальтер в лучших традициях миротворчества официально призвал представителей так называемой «Донецкой республики» и «других оккупантов» прекратить провокационные действия, немедленно отпустить всех, захваченных в плен чиновников и представителей правопорядка и признать верховенство действующей в Украине власти. Дескать, если это произойдет, «бунтари» вполне смогут рассчитывать если не на полное прощение, то уж, по меньшей мере, на амнистию. Якобы гарантии последнего наверняка представит украинское правительство и Верховная Рада. Но вот ведь в чем заключается коллизия – большинство основных комитетов и комиссий структуры являются консультативными органами, решения которых, главным образом, носят рекомендательный характер. Реальных рычагов воздействия на тех же «украинских сепаратистов» в настоящий момент у ОБСЕ попросту нет. В данном случае ситуацию вряд ли спасут действия даже лучших экспертов Организации, к мнению которых в разное время прислушивались участники множества локальных конфликтов в СФРЮ и республиках бывшего СССР.
И все же, согласно решению Женевского саммита, у ОБСЕ есть шанс принять самое активное участие в урегулировании ситуации в нашем государстве. Правда, речь в данном случае идет, в основном, о переговорном процессе и подготовке к предстоящим в мае нынешнего года выборам Президента Украины.
«Ранее Миссия Организации действительно прекрасно справлялась со своими обязанностями, — напомнил в специальном комментарии ГолосUA европейский эксперт Вольфганг Грасс. – Если так можно выразиться, Украина уже находится в зоне особого внимания этой структуры, и события на улицах Грушевского и Институтской, а также Майдане Независимости в Киеве, и «крымский кризис» давно стали предметом самого тщательного изучения экспертами Миссии. Однако может быть именно сейчас пришло время для ее более активной миротворческой деятельности?».
Попытку урегулировать сегодняшнюю обстановку на юго-востоке Украины ОБСЕ уже предприняла. Впрочем, отнюдь не стоит надеяться на то, что пресловутые вооруженные формирования выполнят все условия европейского ультиматума. Все дело в том, что активисты «Донецкой республики» ранее неоднократно заявляли о своем нежелании идти на контакт с международными посредниками, настаивая на встрече с представителями правительства Российской Федерации. В свою очередь, несмотря на решения саммита в Женеве, Кремль крайне неохотно идет на сотрудничество с Миссией. Уже на второй после встречи на высшем уровне российский МИД обвинил ОБСЕ в политической ангажированности. Что именно подразумевается под этим словосочетанием, сказать сложно, но ряд обозревателей – как украинских, так и европейских, склонны полагать, что «активной помощи» со стороны Москвы Организации в Украине ждать не стоит.
Вероятно, то, как будут развиваться дальнейшие события, согласятся ли пророссийские силы Донбасса на переговоры и выполнят ли они условия ультиматума, и смогут ли международные наблюдатели стать реальными миротворцами в мятежном украинском регионе, зависит от самой Миссии.