Зона отчуждения

Тридцатикиллометровая зона вокруг Чернобыльской АЭС — место, о котором большинство  среднестатистических украинцев предпочитает вспоминать изредка, в основном по официальным поводам — очередной годовщине аварии, например. В то же время не секрет, что кроме государства и бизнеса, интересующихся зоной как возможным местом для постройки новых захоронений ядерных отходов, Чернобыль все более интересен и туристам-экстремалам со всего мира.

Фотография может помочь  тем, кто никогда не был в Чернобыльской зоне, оценить возможный масштаб результатов «мирной» человеческой деятельности и влияние ее на судьбы людей. К 25-летию Чернобыльской трагедии в Киеве открылась выставка, в которой представлены фото, отснятые во время работы над клипом певицы Алеши «Sweet People» к «Евровидению-2010”.

Под руководством клипмейкера Виктора Скуратовского участники съемочной группы накопили массу уникальных кадров, в том числе местности, вблизи взорвавшегося 4-го энергоблока на Чернобыльской АЭС и из г. Припять. На их основе год спустя и была составлена экспозиция. Выставку решено было представить прежде всего в наиболее пострадавших от аварии на ЧАЭС областях. Ее уже видели зрители Киева и Славутича, 26 — открытие в Житомире, а 27 апреля в Чернигове. «Побывав в Чернобыльской зоне, мы действительно ощутили, насколько можно все испоганить и испортить. Для тех, кто не бывал там, эта выставка — возможность увидеть все своими глазами», — сказал Виктор Скуратовский корреспонденту «ГолосUA.”

Вот некоторые из впечатлений о зоне, «захваченных» объективом камеры:

На одной из фотографий — пункт гражданской обороны. Множество противогазов, наваленных кучей… не пригодились.

В припятском доме культуры «Энергетик», в одной их комнат, свалены в кучу портреты руководителей (имен которых никто из зрителей выставки не смог вспомнить).

Дорожный знак «Осторожно, дети!» среди зарослей, там, где в ближайшие несколько сотен лет никаких детей не будет.

Отдельная история — припятские куклы. Они десятилетиями лежат в тех местах, где были потеряны детьми при эвакуации. Те, кто посещают зону, дают им имена и строго следят, чтобы куклы оставались на своих местах.

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

Заброшенная школа — особое место. В первые после аварии годы, когда еще не было мобильных телефонов, вернувшиеся в зону выпускники записывали на школьной доске свои координаты, чтобы найтись с однокашниками.  В одном из классов на полу — учебник английского за 6-й класс, по которому мы тоже постигали азы иностранного языка в школе.

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

Фотография, на которой полусгнившие половицы в школьном спортзале, а на стене лозунг «Быстрые, ловкие, смелые!» Да уж, ловкие, нечего сказать.

Туристы-иностранцы, попав в зону, начинают чудить. В полуразрушенном бассейне на стене — графити с изображением мальчика с удочкой. В одной из школьных комнат — темные силуэты детей. Жутковато…

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

Заброшенные блочные многоэтажки от воды и ветра постепенно разрушаются. Когда поднимаешься на верхние этажи, с каждым лестничным пролетом это все заметнее. А на балконах кое-где — стеклянные бутылки из-под кефира и пива Подольского пивзавода.

И, символично, — «взорванный» неведомо кем глобус на школьном столе.

Иногда от побывавших в Чернобыле людей можно услышать отзыв: «Я круче ничего не видел». Но в фотографиях из зоны ощущается застывшее время, «законсервированные» отрезки реальных судеб, они это отображают, не интерпретируя.

Читайте также по теме