Довольно нечасто, но с определенной периодичностью. Такой фразой в последнее время можно охарактеризовать выход в широкий прокат украинского кино. Около года назад, с достаточно шумным как для украинских кинореалий промо презентовали мелодраму Михаила Ильенко «ТойХтоПройшовКрізьВогонь», полгода назад вышел второй украинский киноальманах «Україно, Goodbye» и вот снова – в кинотеатрах украинское кино.
Картина «Звичайна справа» режиссера Валентина Васяновича скорее всего и не поможет зрителю найти для себя четкого определения понятия «украинское кино», но в очередной раз испугать его украинской действительностью вполне может.
Личностная драма, в основе которой убогая внешне и глубокая внутри жизнь сорокалетнего психиатра-поэта Толика (Тарас Денисенко). Профессию он выбрал из-за наследственности, отец известный академик, а брат довольно успешный психолог в частной клинике. Свободная душа поэта решает уволиться с работы, вернее его увольняют из-за жалоб наркоманов, которым он по гуманитарной программе должен выдавать две банки сгущенки, шприцы и презервативы.
В общем, хорошей и успешной жизнью у Толика и не пахнет. Внутренние терзания о его призвании и внешняя убогость, окружающая его. Квартира, захламленная настолько, что отличить ее от какого-нибудь склада очень даже непростая задача. Жена – актриса ТЮЗа, пестрит в театре с шикарными ролями то желудя, то мухомора. Машина, внешне напоминающая памятник «безрукому конструктору» и вечная денежная проблема.
В переломный момент жизни понять себя, ну или хотя бы помочь обрести новую профессию помогает ему единственный «вечный позитив» картины, давний друг Толика – Славик (Виталий Линецкий). Человек с навязчивой мыслью заработать на чем-то бесполезном много «бабла». Тут и начинается комичная часть картины, где два друга пытаются найти легкий и не затратный способ заработать. /> Неуспешная проба провести похороны собачки у зажиточной «собачницы», которую еще и пытались там же убить. Попытка читать под клубную музыку собственные стихи. Работа на автомойке. И почти прибыльный бизнес по продаже навоза сельским жителям, который закончился для друга Славика больничной койкой.
Впоследствии скитаний главный герой теряет последнее, чем дорожил – от него уходит жена с сыном. И именно этот момент может вызвать у зрителей послевкусие. Ведь из-за потери самого главного Толик вообще превращается в бомжа. Этот эпизод вызывает внутренние шевеления, можно понять и жену, которую такая жизнь уж точно не может устраивать. Одновременно уход от мужа в такой момент вполне можно именовать предательством.
Заставляет обратить внимание на себя диалоги картины, верее их небольшое количество. За основу режиссер взял внутренние монологи главного героя, которые в синергии с уж больно невеселой картинкой создают главный эмоциональный фон. Подобное решение не очень легко воспринимается, точнее сказать, если сосредоточено не вслушиваться в раздумья Толика, то все мастерские литературные монологи тяжело принять близко и правильно понять. Поэтический язык фильма иногда сильно переигрывает его киноязык.
В актерском плане очень оживляет фильм появление в эпизодических ролях известных украинских личностей. В роли камео выступили издатели и писатели братья Капрановы. Украинский режиссер Михаил Ильенко сыграл психбольного. А богатую собачницу сыграла Тамара Яценко.
Освещение фильма создает настолько мрачную и безнадежную атмосферу, что надеяться на счастливый конец картины не приходится уже с первых кадров. Даже самые «светлые» моменты снятые днем возле «Театра юного зрителя» или «Гостиного двора» создают какое-то уж больно совковое впечатление и вид не современной столицы, а мрачного городка середины 90-х.
Кульминация фильма вполне предсказуема из-за всего настроя картины. Толик решился в литературном клубе почитать на публику свои стихи. Но не совсем трезвое состояние и уже полностью съевшая его жизненная драма помогает ему выжать из себя «литературный максимум» – икоту. Следующий кадр — психбольница, и уже седому Толику врач (Семен Фурман) вручает изданный сборник его стихов. Правда «психушкой» все не заканчивается. Его бросает на самое дно жизни. И сцена где бездомный поэт бродит по кладбищу в поисках оставленной пищи, но на одной из могильных плит замечает свое фото, оставляет лишь догадки.
Не смог Валентин Васянович удержаться и от болезненной для нашей страны темы – политики, вернее саркастического отношения к ней. Правда, контекст темы не совсем свежий. Эпилогом к фильму режиссер выбрал пародию на пресс-конференцию кандидата в меры Киева Святослава Червонецкого (друг Славик), который уверено «вешает» своему электорату, что на истинный путь его привел сам Господь. Аналогия очевидна и просматривается сразу, но такая концовка хоть немного сглаживает общее мрачное впечатление от картины.