Публикации Политика льготывластьдядюктигипкоотменаскасування

Теория лжи

base article image

Лозунг «богатые заплатят за бедных», с которым бело-голубые олигархи победили олигархов помаранчевых, в действительности оказалось обычным рекламным трюком. Наступление на права незащищенных слоев граждан, начатое пенсионной реформой, продолжилося с помощью закона под циничным названием "О гарантиях государства по исполнению судебных решений". Хотя правильнее его назвать - об отсутствии гарантий и манипуляцию льготами. А также о трусости власти признаться в этом прямо ...

По словам лидера украинских коммунистов Петра Симоненко, упомянутый документ свидетельствует о несостоятельности власти обеспечить выполнение социальных обязательств государства перед своими гражданами и тех обещаний, которые давались людям на выборах. Власть не возражает. Наоборот.

За несколько дней до появления соответствующего законопроекта в парламенте, вице-премьер и министр «антисоциальной политики» Сергей Тигипко провел специальную пресс-конференция, на которой почти час сокрушался, что удовлетворение судебных исков относительно гарантированных законом выплат инвалидам-чернобыльцам приведет к потере более 9 млрд. грн. А дети войны разорили бюджет на 5,6 млрд. грн. В целом все социальные обещания нескольких правительств составляют почти 160 млрд. грн. И их невозможно выполнить.

Сначала журналисты не поняли, куда клонит Тигипко. Однако через несколько дней все стало на свои места. Дело в том, что накануне каникул парламентарии отклонили правительственный проект № 7562 под названием «О гарантиях государства по выполнению решений суда». Зато внезапно всплыл другой проект с аналогичным названием, предложенный регионалом Валерием Бондиком. И начался театр абсурда в стиле Кафки.

Согласно пояснительной записке к обоим законопроектам, катализатором их возникновения стало решение Европейского суда по делу «Юрий Николаевич Иванов против Украины» от 15 октября 2009 года. Оказывается гражданин Иванов через Европейский суд умудрился обязать Украину до 15 января 2011 года «обеспечить внедрение эффективного законодательного механизма, который бы сделал невозможным невыполнение решений национальных судов». Прежде всего, связанных с льготами, которые гарантируются соответствующими законами, но не обеспечены бюджетным финансированием.

Действительно, уже несколько лет подряд чернобыльцы, инвалиды, дети войны, военные и проч. выигрывают судебные иски против государства, в которых требуют предоставления им льгот и выплат, гарантированных законами. Однако реально получить деньги они не могут, поскольку в бюджете их нет, а судебные исполнители ничего поделать с этим не могут.

Хотя законодательно установлена ​​уголовная ответственность за неисполнение решений суда, власти это не касается. Правительство перманентно жалуется на тяжелое материальное положение и отсутствие денег. Бюджетных ресурсов хватает только на вертолетные площадки, приобретение дорогих автомобилей для органов власти и заграничные командировки чиновников. А официально объявить мораторий на выплату необеспеченных льгот смелости не хватает. Поэтому льготы отсекают украдкой, стыдливо и завуалировано.

Так, в июле 2011 года вышло постановление правительства "Об установлении размеров выплат, финансируемых за счет средств государственного бюджета". Почти незаметно для общественности, 30-процентную надбавку от прожиточного минимума детям войны (240 грн.) заменили на доплату к пенсии, которая с 1 декабря 2012 будет составлять аж 49,8 грн. От этой поправки пострадают 4,4 млн. человек.

Но этого правительству показалось недостаточно. Под видом исполнения решения Европейского суда по делу гражданина Иванова, он пытается тихонько отменить 17 законодательных актов, касающихся не только малообеспеченных слоев населения, но и пожарных, работников культуры, милиции и прокуратуры, которым пересматривают 50-процентную скидку по оплате жилья и коммунальных услуг.  Однако наибольшие потери понесли чернобыльцы всех категорий. Они теряют санаторно-курортное лечение, доплаты, надбавки, словом - все, что имели.

Что интересно - все эти непопулярные меры власти неуклюже прячет в тексте закона, который никакого отношения к льготам не имеет. По мнению известного адвоката Александра Дядюка, правительству кажется, будто оно изобрело способ гибридизации любого закона с откровенно антиконституционными нормами, нарушающими права граждан. И таким образом может пошагово лишать население льгот.

Мы попросили Александра Дядюка дать профессиональную юридическую оценку закона «О гарантиях государства по исполнению судебных решений».

"Следует отметить, что в этом законе, как и в ряде других законов, принятых в последнее время, действующим составом Верховной Рады (например законе Украины «О судоустройстве и статусе судей» главный смысл сосредоточен не в основных нормах закона, а в так называемых «Заключительных и переходных положениях», в которых и содержится львиная доля текста закона и норм, которые вносятся, но вносятся они в другие законодательные акты.

Следовательно, нормы основной части закона могут быть достаточно конструктивные и приемлемые, а вот те изменения, которые «под шумок» внесли в другие законы, могут не только существенно нарушать права граждан, но и быть откровенно антиконституционными.

Именно так случилось и в этом случае. Ряд норм основной части данного закона действительно улучшают (делают более определенными) механизмы, исполнение судебных решений, ответчиками (должниками), за которыми являются государственные органы, государственные предприятия, учреждения, организации, юридические лица, принудительная реализация имущества которых запрещена законодательством Однако, истинная суть и цель этого закона скрыта в «Переходных и заключительных положениях», и принят он в действительности не с целью исполнения судебных решений, а с целью передать все полномочия по установлению льгот Кабинету министров.

Практически все содержание «Переходных и заключительных положений этого закона» (а они занимают львиную долю текста закона), сводится к одному - передать Кабинету министров полномочия по установлению порядка и, главное, размеров льгот и компенсаций, предоставленных гражданам рядом законов и которые ранее определялись законами Украины, то есть - Верховной Радой.

Значительные изменения вносятся в закон Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы». Так, например, в статью 20 вносятся изменения, согласно которым порядок и размеры компенсаций за санаторно-курортное лечение и относительно большого перечня других льгот и компенсаций будут теперь определяться исключительно Кабмином. Аналогичные изменения вводятся практически во все нормы вышеупомянутого «чернобыльского» закона, которые касаются порядка и размеров предоставления компенсаций и льгот.

Также Кабмину передаются полномочия по установлению размеров и порядка предоставления льгот согласно законам Украины  «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты","Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине", "О социальной защите детей войны" и о льготах, предоставляемых рядом других законов.
То есть, те размеры и условия их предоставления, которые ранее устанавливались и гарантировались законом, теперь будет устанавливать по своему усмотрению Кабмин. Формально, вроде бы Верховная Рада их и не отменила (что очень активно отмечают представители провластного большинства в парламенте), однако теперь Кабмин, с формальной точки зрения, будет иметь право установить размер этих льгот (которые ему переданы) хоть в размере 1 гривны.

Указанные нормы закона, которые вводятся, противоречат положениям ст. 22 Конституции Украины, которой установлено, что - "При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод". Ведь, если Кабмин уменьшит размер льгот, который ранее был установлен законом, или ограничит возможности их получения, то будет допущено сужение содержания и объема существующих прав и свобод. На недопустимость и антиконституционность таких норм, неоднократно указывал в своих решениях Конституционный суд Украины.

Следует отметить, что закон содержит и очень потенциально опасные нормы, при злоупотреблении которыми государству могут быть причинены убытки в особо крупных размерах, а именно нормы о том, что теперь за счет бюджета могут осуществляться взыскания по решениям судов, где ответчиками была не государство или его органы власти, а государственные предприятия.

Мало того, что положения этого закона противоречат ст. 75 Хозяйственного кодекса Украины, согласно которой - государство и орган, в сферу управления которого входит государственное коммерческое предприятие, не несут ответственности по его обязательствам, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами (исключением, по которому государство отвечает по обязательствам государственного предприятия, является казенное предприятие).

Теперь возможны даже преступные схемы, при которых государственные предприятия искусственно вганятимуться в долги и штрафные санкции, а взыскания за эти долги, по решениям судов, будут покрываться за счет бюджета - и это могут быть колоссальные суммы.

И напоследок следует согласиться с позицией Главного научно-экспертного управления, которое в своем заключении прямо указало, что даже название закона не соответствует содержанию, поскольку закон в действительности не содержит дополнительных гарантий, а лишь устанавливает определенный отдельный, отличный от порядка установленного Законом Украины «Об исполнительном производстве», порядок исполнения судебных решений, по которым должниками признаются государство, его органы и государственные предприятия.

Это уже не говоря, о тех нормах «Заключительных и переходных положений», которые вообще к исполнению решений судов не имеют никакого отношения, а лишь передают Кабмина полномочия устанавливать размеры и порядок предоставления значительного количества льгот и социальных гарантий, которые ранее устанавливались только законами".

P.S. Тема льгот является одной из самых сложных в обществе - как юридически, так и политически. И некоторые льготы, возможно, надо отменять. Например, льготы по оплате жилья высокооплачиваемым категориям госслужащих - работников судов, прокуратуры, милицейские генералы. Они им действительно не причем. Но оставить для рядовых пожарных и милиционеров, у которых зарплаты просто смешные. Или лишить депутатов и чиновников льготных путевок и материальной помощи на отдых. Не такие уж бедные эти парламентарии, чтобы не могли оплатить себе неделю на море. Но не оставлять без путевок чернобыльцев, которые потеряли здоровье на ликвидации аварии.

Однако олигархическая власть то ли боится, то ли ленится выносить проблему льгот на общественное обсуждение и корректировать законодательство так, чтобы бедные не пострадали. Конечно, это гораздо более сложный путь, чем прятать антисоциальные нормы в законе, который формально относится совершенно другой сферы - исполнение судебных решений. Впрочем, невозможно вечно прятать голову в песок и притворяться страусов. Игра в теорию лжи может закончиться практикой социальных взрывов. Как известно, люди выходят на улицу тогда, когда им уже нечего терять, или, когда у них отнимают последнюю надежду на справедливость ...

Загрузка...

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.