Интервью uncategory законкриминал парламент

В. Зубанов: Президент может проявить жест доброй воли по декриминализации Тимошенко

base article image

На следующей пленарной неделе Верховная Рада планирует приступить к рассмотрению законопроекта Президента Украины о декриминализации экономических преступлений во втором чтении. Ситуация обострена тем, что свои поправки планируют внести оппозиционные фракции, требуя расширить статью 365, которая касается лиц и чиновников. Очевидно, что с внесением изменений приговор экс-премьеру Юлии Тимошенко, предусматривающий 7 лет заключения, изменится на штрафные санкции, а потому рассмотрение законодательства приобретает политическую окраску. О том, что именно предусматривает президентский законопроект и какие изменения готовы поддержать провластные фракции, "ГолосUA" спросил у депутата от Партии регионов, заместителя лидера фракции Владимира Зубанова.

- Владимир Александрович, уточните, пожалуйста, кого именно касается тот вариант законопроекта о декриминализации, который парламент принял в первом чтении?
- Он касается бизнеса, то есть экономических злоупотреблений. Например, контрабанда, растаможка, неуплата налогов и т.п.. В первом чтении была даже норма экономической ответственности за подделку валюты, но депутаты вычеркнули ее. Фактически, законопроект касается всего, что относится к экономической сфере и распространяется на предпринимателей и предпринимательскую деятельность.
Принятым в первом чтении законопроектом предусматривается введение штрафов и возмещения ущерба вместо заключения. Если предприниматель недоплатил государству определенную сумму, то из него, согласно проекту взыщут сумму ущерба, нанесенного государству, за неуплаты и, соответственно, штраф за нарушение законодательства. Штраф законопроектом устанавливается в размере не более 970 тысяч. Например, человек нанес ущерб на сумму 1 миллион 200 тысяч, соответственно принятым изменениям она должна будет вернуть эту сумму и плюс штраф, не превысит 970 000.
Более того, законопроект касается не только штрафов, но и коррупции со стороны правоохранительных органов. То есть, он делает невозможным коррупционные схемы при ведении предпринимательской деятельности, уменьшает влияние государства при ведении бизнеса.
Изменения будут внесены после принятия законопроекта в целом в Уголовный кодекс Украины, Уголовно-процессуального кодекса Украины, а также в Кодекс об административных правонарушениях. Среди статей, которые затронет документ, поданный Президентом - ст. 202, где говорится о нарушении порядка хозяйственной деятельности и деятельности по предоставлению финансовых услуг, статья 203, которая касается запрещенных видов хозяйственной деятельности, статья 207 - уклонение от возвращения выручки в иностранной валюте, статья, предусматривающая фиктивное банкротство, обман покупателей и заказчиков, незаконные действия по приватизационных ценных бумаг, и.т.д. И по моему мнению, для Украины, которая только восстанавливает благоприятный предпринимательский климат, является принципиально важным, то, что по всем экономическим преступлениям, лишение свободы будет невозможным. Все наказания будут в виде исключительно финансовых санкций и это позволит предпринимателям не бояться вести бизнес.

- Почему именно сейчас в непростой для оппозиции ситуации, когда парламентское меньшинство подало ряд законопроектов о декриминализации, Президент подал и свой, который не касается политической ответственности?
- Поверьте, никакой связи между ситуацией с Юлией Тимошенко и Юрием Луценко и представленным законопроектом нет. Президент не подавал документ в противовес оппозиционным, это законодательство разрабатывалось давно и является частью целой системы реформ. Во-первых, вопрос декриминализации поднимался главой государства еще за три месяца до подачи проекта в парламент. Виктор Янукович не раз подчеркивал, что в Украине множество людей сидит за решеткой за экономические правонарушения, за которые можно было бы обойтись и санкциями ...
Во-вторых, власть взяла курс на реформирование, и этот законопроект - часть реформы уголовной юстиции Еще раньше Виктор Янукович подал в Венецианскую комиссию законопроект о "Уголовно-процессуальном кодексе".

В-третьих, проходит реформирование системы ведения предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса, инвестиционного климата. То есть, закон о декриминализации - это часть целого ряда шагов, он совершенно не случаен. Так же проходит любая реформа. Если вы реформирует медицинскую сферу - то касаетесь огромного спектра вопросов и вводите изменения постепенно. Здесь совершенно так же, и урегулирование экономической ответственности - это составная постепенных изменений.

- И все же, законопроект прозвучал именно тогда, когда речь шла о необходимости изменить законодательство, согласно которому Юлия Тимошенко получила 7 лет ....
- Да, законопроект Президента дает определенный маневр в сторону дела Тимошенко. Но мы должны понимать, что решать вопрос экс-премьер-министра нельзя так, как нас призывают - в юридической плоскости. Есть закон 1962 года, есть нарушения, срок по ним - 7-10 лет - вот и все, никакого маневра здесь нет. Сейчас, когда законопроект будет рассматриваться во втором чтении, оппозиция получает право вносить поправки и предложения к статье 365. И если эти поправки будут приняты при рассмотрении дела Тимошенко в апелляционном суде, то приговор будет смягчен.
Другое дело, что украинское законодательство не предусматривает никакого маневра, который смягчит ситуацию Юлии Тимошенко, то есть если поправки не будут учтены, то приговор не изменится.

- Собственно, Президент сразу после приговора высказал мнение, что приговор Юлии Тимошенко это повод для совершенствования законодательства о декриминализации. Это означает, что большинство в парламенте может изменить свое мнение и поддержать поправки оппозиции?
- Вы сами видите, какую огласку получило это дело. Виктор Янукович это понимает, более того, он, скорее всего, обещал европейским политикам, что этот вопрос будет решаться, хотя его принципиальной позицией является не вмешиваться в деятельность судов.
Сейчас многое зависит от парламента - если он внесет изменения в статью 365, то встанет вопрос, каким образом она будет выписана. Ведь можно "доиграться" и к тому, что в должности министра человек сможет делать что угодно и нести за это ответственность только в виде штрафов! Это же полная ерунда! А то, что президент назвал решение суда о Юлии Тимошенко "неокончательным", свидетельствует лишь о том, что он может проявить жест доброй воли и пойти на соответствующие изменения.
Хотя по моему мнению, окончательный вариант законопроекта о декриминализации необходимо будет отдать на рассмотрение Венецианскую комиссию чтобы европейцы, которые имеют больший опыт в таких вопросах, посоветовали, как четко установить ответственность на всех уровнях.

- Вы упомянули опыт Европы, как вообще заграницей подходят к таким спорным вопросам?
- Трудно говорить о каких то отдельных государствах, но если в общем, то в развитых европейских государствах в первую очередь есть четкое понимание того, за что именно чиновник получает штрафные санкции, а за что он может попасть за решетку. То есть это то, о чем я говорил выше - нельзя принять статью, которая будет все действия госчиновника равнять под одну ответственность.
В общем, в демократических странах - это целая система права, которая производилась не один год и не сразу. Эта система - это не только формирование экономической политики и норм юриспруденции, но и формирование нравственной, правовой, экономической сознания граждан. Это шаги в укреплении экономического контроля и обязательной ответственности за совершенные преступления.
Так, в большинстве развитых стран, таких, как Франция, Италия, Дания, США, Япония, Англия, в отсутствие корыстного мотива превышение власти не подпадает под уголовное преследование, но там четко указывается, что именно подпадает под "превышение власти".

- Сколько времени понадобится для принятия законопроекта в целом?
- Трудно сказать, но затягивать процесс никто не собирается. Более того, по его скорейшему принятии настаивал Президент. Думаю, рассмотрение продолжится на следующей пленарной неделе, а там будет зависеть от того как будут искать компромисс и налаживать диалог.

- Во фракции Партии регионов есть желание поддержать изменения в статьи 365?
- Мы не хотим корректировать законы под отдельного политика, об этом наша фракция заявляла не раз. Впрочем, очевидно, что ситуацию с политической ответственностью решать придется ... думаю, мы будем собирать заседание фракции, чтобы согласовать дальнейшие действия. Кроме того, поправок будет очень много, поэтому будем искать оптимальный вариант.

Загрузка...

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.