Публикации Политика бюджетпроект2012расходызарплатыпенсиивитратизарплати

Бюджет-2012: богатым – все, бедным – немножко

base article image

Верховная Рада может окончательно принять бюджет-2012  уже в середине ноября. Бюджетный процесс перешел в активную стадию после 20 октября, когда парламент проголосовал за предложенный правительством вариант в первом чтении. Тогда проект получил низкую поддержку депутатов: всего 248 голосов. Помимо оппозиции, ни одного голоса не дали коммунисты. По их мнению, бюджет антисоциален и написан под диктовку МВФ. И это, в общем-то, правда…

Если пытаться охарактеризовать бюджет будущего года одной фразой, то получится нечто, напоминающее лозунг: «Богатым – все, бедным – немножко». Похоже, именно под таким лозунгом составлялась смета государственных расходов.

Распределение скудных бюджетных средств идет явно по принципу Попандопуло, героя знаменитой советской кинокомедии «Свадьба в Малиновке». Есть там такой эпизод, где Попандопуло с еще одним бандитом делят «гардеробчик»: все лучшее он забирает себе, хлам отдает товарищу: «Это... тебе. Это - мне. Это - опять мне. Это - обратно тебе. Это - все время тебе…».

Самые жирные ломтики представители власти отрезали себе. Несмотря на заявление министра финансов Федора Ярошенко, что расходы на содержание Кабинета министров будут сокращены на 50% (в связи с админреформой), на деле происходит их плавное перетекание из одного «сосуда» в другой.

Мы специально порылись в последних нормативных актах Кабмина и обнаружили там постановление "О перераспределении некоторых расходов государственного бюджета, предусмотренных Хозяйственно-финансовому департаменту Секретариата Кабинета Министров Украины на 2011 год". Согласно этому документу, расходы увеличены почти на 2 млн. грн., из которых 1,5 млн. грн. пойдут на зарплату чиновникам.

К слову, в 2011 году из госбюджета только Хозяйственно-финансовому департаменту Секретариата правительства было выделено 315,5 млн. грн. Эта сумма превышает расходы на Секретариат за прошедшие два года на 12%. В 2012 году, поверьте, мы увидим такую же картину. И никакой реальной экономии от сокращения штатов в итоге не обнаружится.

Не выполнено и другое обещание министра финансов – сократить расходы на содержание Верховной Рады и Администрации Президента. Несмотря на то, что суммарно штат АП и СНБО сокращен со 740 человек до 604 человек, аппарату госуправления делами при Президенте, как и в этом году, выписано 1,2 млрд. грн. Это можно трактовать как увеличение расходов (людей-то стало намного меньше!). Расходы же на аппарат Верховной Рады и вовсе увеличены: они вырастут с 711 млн. грн. до 865 млн. грн.

Депутаты и чиновники не обделили себя ни медицинским обслуживанием, ни отдыхом за бюджетный счет. На поправку здоровья нардепов и руководящего состава органов государственной власти предусмотрено 381,4 млн. грн (в нынешнем году только 200,3 млн грн). Финансовая поддержка рекреационных объектов Верховной Рады (читай – санаториев) в 2012 году составит 7,8 млн. грн. Отдых чиновников исполнительной власти обойдется в 465 млн. грн. В целом в проекте государственного бюджета на 2012 год расходы на содержание власти в лице Госуправления делами выросли на 6,9% или на 93,7 млн. грн. и составили до 1,43 млрд. грн.

Но самый щедрый ломоть отрезан Государственной судебной администрации: ее финансовое обеспечение возросло с 2,3 млрд. грн. до 3,9 млрд. грн. Видимо, у людей в мантиях впереди много интересной работы, за которую следует платить по «спецтарифам». При таких расходах наши судьи будут еще более справедливыми, беспристрастными и бескорыстными, и, наконец-то, пересядут со скромных новеньких седанов на крутые джипы.

Так же немного добавили Генпрокуратуре – 2,4 млрд грн (в этом году 2,2 млрд. грн) и  прилично – Министерству внутренних дел: 12,5 млрд. грн. (в этом году 10,8 млрд. грн). Правда, я не уверена, что это вызовет существенный рост зарплат простых милиционеров. А в том, что генералы себя не обидят, можно не сомневаться.

Теперь о населении, которому достались крохи. На санаторно-курортное оздоровление всех инвалидов и ветеранов войны в госбюджет заложили лишь 115,1 млн. грн. А на детские путевки в "Артек" и "Молодую гвардию" – 161,6 млн грн. Эти суммы надо разделить на почти 100 тыс. сирот и 2,7 млн. ветеранов войны, проживающих в Украине, из которых 230 тыс. инвалидов войны, 330 тыс. участников боевых действий, 2,1 тыс. участников войны, а также 420 тыс. лиц, приравненных к ним.

Отдохнуть за свой счет пенсионерам явно не по карману. Минимальная пенсия с 1 января 2012 года составит аж 822 грн, с 1 апреля — 838 грн, с 1 июня — 844 грн, с 1 октября — 856 грн, с 1 декабря — 884 грн. При этом прожиточный минимум с 1 января будет равняться 1017 грн, с 1 апреля – 1037 грн, с 1 июля –1044 грн, с 1 октября –1060 грн, с 1 декабря – 1095 грн. Аналогично должен изменяться и размер минимальной зарплаты.

При таких доходах практически невозможно даже нормально прокормиться, особенно, если учесть, что власть позаботилась о росте наших расходов, прежде всего – на коммунальные услуги. Вопрос повышения цены на газ по указанию МВФ практически решен и торг ведется вокруг процента. На сколько повысить: на 20%, 30% или все 50%?

Единственное, в чем государство пока демонстрирует щедрость, так это в отношении к детям. Помощь на первого ребенка с 2012 года увеличится до 28,8 тыс. грн (сейчас 24,9 тыс. грн), на второго – до 57,6 тыс. грн (сейчас 49,9 тыс. грн), на третьего и последующих детей – до 115 тыс. грн. (99,8 тыс. грн).

Наверное, я скажу немного кощунственную вещь, но не совсем справедливо экономить на стариках и не экономить на младенцах. А так же давать одним детям (рожденным сейчас) много, а другим (рожденным 10 лет назад) – ничего.

Безусловно, демографическая проблема стоит очень остро. И чем больше в украинских семьях будет детишек, тем лучше. На это и $14,5 тыс. не жалко. Но… В нынешней экономической ситуации такой приз – еще и соблазн завести ребенка ради денег. И в глубинке иногда можно наблюдать ситуацию, когда семья живет за счет двух источников доходов – огорода и «детских», причем, активно пропивая последние.
В то же время, в нашей стране проживают 250 тысяч многодетных семей, которые родили своих ребят еще до введения системы «материнского капитала», не думая о какой-то материальной выгоде. И вопрос государственной поддержки этих семей не решен. Они не могут получить обещанные государством льготы на проезд, питание в школах и детсадиках, путевки, не говоря уже о бесплатном образовании. Так может, стоит как-то уравновесить модель облагодетельствования подрастающего поколения?

Кстати, о воспитании подрастающего поколения. Согласно проекту бюджета, в следующем году значительно вырастет оплата учителей, воспитателей садиков и врачей. Таким образом, радостно сообщает правительство, средняя заработная плата заведующего дошкольного учебного заведения в 2012 году вырастет на 847 гривен, или на 35,3%. Таким образом, она составит 2,7 тыс. грн.

Повезло заведующему садиком. А почему власть не хвастается, на сколько вырастет оклад воспитательницы (не говоря уже о нянечке)? Моя школьная подруга почти 20 лет работает воспитательницей в муниципальном (государственном) детском садике Киева. Она обожает свою работу и отдает ей всю душу. Но первого сентября она пришла ко мне в гости после школьной линейки и упала в голодный обморок.

Уже позднее, заедая борщ бутербродом и стараясь не выказывать при этом жадность, Машуня призналась «в содеянном»: нужно было подготовить сына к школе, а это почти 5 тыс. грн. И она месяц питалась остатками еды на детсадовской кухне, а последние несколько дней, находясь в отпуске, перешла на хлеб, чай и ячневую кашу.

Вы только задумайтесь: летом ее оклад составлял 1025 грн. Теперь его повысили аж до 1041 грн. С добавлением премий и вычетом налогов она получала на руки максимум 1,3 тыс. грн. Можно ли за такие деньги жить и содержать ребенка-школьника? Вопрос риторический.
Поэтому, когда я читаю бодрые рапорты Минфина, хочу сказать: кого обманываем, господа-чиновники? Стыдно признаться, что простой учитель, воспитатель, врач у нас обречен на нищенство (если сам о себе не позаботится), вот и рисуем цифры не по минимуму, а по максимуму? Дескать, врачи-хирурги высшей категории, работающие в стационарах, разбогатеют  на 861 гривну, или на 31,2%. Т.е. сейчас он получает аж 1540 грн.

По секрету вам скажу, что простой врач (не хирург, и не в частной клинике) о таких крутых окладах, как  300 долларов в месяц, (за границей это зарплата не самого дорогого врача за день практики) даже и не мечтает. Последняя зарплата нашей участковой, по ее словам, не дотягивала до 1000 грн.

Не удивительно, что фракция Компартии, последовательно отстаивающая интересы простых тружеников и пенсионеров, не стала голосовать за такой проект бюджета.  Лидер КПУ Петр Симоненко, выступая с парламентской трибуны, заявил, что бюджет Украины рассматривается Верховной Радой только с санкции Международного валютного фонда. А это значит, что мы потеряли признаки национальной независимости.

Он обратил внимание Кабинета министров и коллег по парламенту, что рост ВВП происходит в денежном, а не в физическом выражении. Он банально растет на процент инфляции, которая на самом деле намного выше официальных данных. Одна из главных причин этого то, что украинский рынок захвачен иностранной продукцией, и отечественная экономика не в состоянии конкурировать с импортом.

В этих условиях фракция Компартии изо всех сил борется с системными попытками правительства по урезанию социальных гарантий малообеспеченным и льготным категориям граждан. «Речь идет о законопроекте №9127, который вопреки статье 22 Конституции Украины лишает льгот многие категории наших людей, - говорит Петр Симоненко. – Указанные в Переходных положениях проекта №9127 предложения предусматривают отмену конкретных социальных гарантий. Это скидки за жилищно-коммунальные услуги, надбавки к пенсиям и выплатам пострадавшим от Чернобыльской аварии гражданам, ветеранам войны и труда, детям войны, жертвам нацистских преследований, работникам милиции и прокуратуры, Государственной пожарной охраны, медицинским работникам и работникам культуры, горнякам и др. категориям».

Также лидер коммунистов отметил, что в очередной раз в начале рассмотрения Государственного бюджета не пересмотрен порядок определения размера прожиточного минимума. А попытка установления низких государственных социальных стандартов  увеличивает число людей, оказавшихся за чертой бедности.

По словам Петра Симоненко, строить бюджет нужно на антикризисных мерах, а не на интересах олигархических группировок и региональных элит, которые делят казенные средства в интересах только своего кармана. И если действительно хотеть наполнить бюджет, а не рыдать по поводу отсутствия денег, можно реализовать давний рецепт Компартии: ввести налоги на роскошь, поддержать отечественного производителя льготной кредитной политикой, и, главное, установить государственную монополию на водку и табак. Не так все мудрено. Так почему же не делаем? 

Загрузка...

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.