Интервью uncategory цикзаконвыборы

Ж. Усенко-Черная: «Возможно, что ни одна из партий не пройдет 5%-ный барьер»

base article image

Верховная Рада приняла новый закон для избрания своего личного состава. Депутаты долго решались, долго обсуждали — и в итоге 366-ю голосами проголосовали «за» смешанную систему и поднятие проходного барьера для партий до 5%. Еще до принятия закона эксперты заявляли о неконституционности избрания нардепов одновременно по «мажоритарке» и по округам, сегодня об этом заявил и заместитель председателя Центризбиркома Андрей Магера. Чего ждать от новых принципов получения своих представителей в Верховной Раде, в интервью корреспонденту ГолосUA сообщила заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Жанна Усенко-Черная.

- Сегодня заместитель председателя ЦИК Андрей Магера заявил, что новый закон о выборах народных депутатов нарушает одно из решений Конституционного Суда 1998 года. Так ли это?

Безусловно, это так. Речь идет о неконституционности баллотирования одновременно и по мажоритарному округу, и по избирательному списку политических партий, что ставит в неравные условия кандидатов.

- Но ведь эта норма уже была принята в новом законе о выборах. Теперь её нужно обжаловать в Конституционном Суде?

Есть установленные законом о Конституционном Суде субъекты, уполномоченные на внесение соответствующего представления. Естественно, есть все основания для внесения такого представления. Об этом говорили многочисленные эксперты перед принятием закона.

- Но всё же: необходимо ли эту норму обжаловать в КСУ?

Согласно Конституции, норма закона, относительно которой не принято решение по поводу неконституционности, является действующей и порождает соответствующие правовые последствия. То, что ранее такая норма признавалась неконституционной, не влияет автоматически на неконституционность нормы в новой редакции закона.

- То есть, сейчас эта норма не является неконституционной?

Конечно. Есть буква закона, а есть дух закона. Все понимают, что по духу — это неконституционно, но такую неконституционность необходимо формализовать юридически. Это может сделать только Конституционный Суд своим решением.

- Какие еще вопросы есть к этому закону?

Самый главный вопрос — это возвращение к смешанной системе, которая, на мой взгляд, является атавизмом, и не обеспечивает прогрессивного развития государства и общества в целом, отбрасывая Украину на несколько шагов назад. Несомненный факт, что в Украине не преодолены те негативные факторы, которые в свое время обусловили отказ от данной системы. Именно мажоритарная составляющая является максимально широкой почвой для административного ресурса, подкупа избирателей, политической коррупции и т. д. После смешанной системы Украина перешла на сравнительно более прогрессивную (в условиях нашей страны) пропорциональную систему закрытых списков. 

На мой взгляд, сейчас для Украины было бы наилучшим внедрение открытых списков, которые нейтрализуют недостатки и аккумулируют позитив мажоритарной и пропорциональной составляющей. Открытые списки позволяют максимально персонифицировать выбор граждан, ведь голосование происходит за конкретных кандидатов, которых люди знают в лицо, сами определяя их место в избирательном списке партии. При этом кандидаты четко объединены партийной платформой, что обеспечивает структурированность парламента.

Кроме того, открытые списки минимизируют административные вмешательства в избирательный процесс, которые могут «буйно расцвести» в мажоритарных округах.

- Как считаете, какие политические силы выиграли с принятием нового избирательного законодательства?

Безусловно, выиграли те, у кого сейчас самые высокие рейтинги. Но выборы будут проходить еще нескоро, и очень сложно говорить, как могут измениться настроения избирателей. Но я хочу сказать, что проиграли сами избиратели. Потому что, чем выше проходной барьер, тем меньший процент голосов избирателей учитывается при распределении депутатских мандатов. Выбор большой части граждан просто не будет отображен, их избранники не будут представлены в парламенте. Содержательно эти нормы удаляются от демократических и не будут способствовать интересам граждан и максимальному выражению их выбора. Чем выше избирательный порог, тем меньше шансов у избирателей иметь в парламенте своих избранников, которые немного не «доберут» до этого проходного барьера. 

- Какой процент голосов людей может не быть учтен на выборах?

К примеру, сложим сумму процентов голосов избирателей, которые получили партии, не прошедшие в парламент текущего созыва. Он может достигать и 40% голосов. И это еще не предел. Не исключена и такая крайность, что ни одна из партий не наберет 5% голосов избирателей. Все зависит от того, сколько субъектов зарегистрируется. Такая аномальная ситуация законом не урегулирована, хотя гипотетически возможна. 

- Сегодня оппозиция заявила о своем объединении. Как Вы считаете, смогут ли они выбрать единого лидера для выдвижения на мажоритарных округах?

Как член Центральной избирательной комиссии, я могу сказать только, что это не запрещено. Ведение таких переговоров является абсолютно правомерным.

Погода
Погода в Киеве
Погода в Харькове
Погода во Львове

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Загрузка...

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.