Публикации Общество образованиедети школа учебавно

Почему власть не любит наших детей?

base article image

Характерной особенностью последних лет работы украинской школы является активизация деятельности родительских сообществ. Такая активность связана, прежде всего, с кризисными явлениями в социально-политической и экономической жизни страны с полным уничтожением образовательных традиций. Родители больше не имеют надежды на государственные институты относительно защиты конституционных прав своих детей: на обязательное полное среднее и бесплатное образование, на высокий уровень образованности своих детей, на воспитание у них уважительного отношения к истории своей страны, семьи, к пожилым людям. 

Создается впечатление, что пришедшие во власть имеют глубокие психологические и когнитивные (интеллектуальные) проблемы: они не только не владеют элементарными знаниями в сфере формирования образовательной политики, управления образованием, методологии разработки стандартов образования и профессиональной деятельности. Но самое опасное – эти люди не любят наших детей!

Об этом свидетельствуют не только риторика, но и действия чиновников от образования: практически разрушена профессионально-техническая система образования. Единодушная поддержка комитетом по образованию ВР Бюджета-16 с отсутствием целевого финансирования профессионально-технического образования, науки и последующие публичные слезы свидетельствует лишь об исключительно политическом, а не профессиональном характере работы чиновников. Общество снова слышит дифирамбы в сторону реформ польской школы (которая, между тем, не занимает каких-либо приоритетных рейтинговых позиций в мировых мониторинговых исследованиях), о ведущей роли американской системы ВНО в обеспечении качества школьного образования. Все это мифы. На некоторых из них мы и остановимся.  

Первый миф о новой структуре школы, согласно которой начальная, базовая и профильная должны иметь 12-летнюю временную рамку и территориально находиться в разных местах. Безусловно, детям 6 (7)-летнего возраста и 18 (19)-летним юнцам-школьникам будет комфортнее быть на отдельной территории. Но проблема состоит в том, что почти все ныне действующие школы построены в те времена, когда детство было государственным приоритетом и общественным благом, а школьники разного возраста находили общий язык между собой, и преемственность между звеньями школьной структуры сопровождалась особым вниманием со стороны и учителей, и школьной администрации. Территориальная разобщенность уничтожит последние элементы преемственности во время перехода ребенка из одной школы в другую, увеличит стрессовые ситуации среди детей и удлинит время адаптации к новым условиям. Вместе с тем,  социально-экономический кризис в стране ни сегодня, ни завтра, и даже в 2018 году (когда МОН планирует «запустить новую школу») не позволит построить ни одного учебного заведения! К тому же и увеличение на год школьного образования потребует огромных ассигнований. Скорее всего, и Минфин, и МВФ денег не дадут, а будут рекомендовать и дальше оптимизировать скудные финансовые ресурсы.

Второй миф касается учителя, профессиональный уровень которого вызывает беспокойство у чиновников. МОН предлагает ввести добровольную сертификацию учителя и проводить аттестацию на профессиональное соответствие. Основной лейтмотив чиновников: учителей нужно переучить. С этим тоже трудно не согласиться. Но… вопрос «переучить» означает «переломать» и заставить действовать так, как считает чиновник. Между тем, даже владея английским, пришедшие ныне во власть почему-то украинским языком владеют на уровне местечкового диалекта, а с законами государственного управления и доныне не знакомы. Может быть, нужно вместе садиться за парту: и учителю, и чиновнику наивысшего ранга. В этом вопросе не добавляет оптимизма и нищенская зарплата учителей, отсутствие ее индексации, информация о сокращении учительских кадров до 20%-30%.

Третий миф – о создании опорных школ. МОН считает, что опорные школы для учащихся базовой и профильных старших классов позволят решить вопросы качества подготовки учеников, в т. ч., и к выбору профессии. Но при этом все молчат о том, что опорная школа, в силу своей удаленности от места жительства школьника, будет «требовать» от родителей поиска нового места проживания их ребенка (аренда квартиры, школьное общежитие и т.д.). Это уже аналог школы-интерната, против которого нынешняя власть активно борется (как с пережитком прошлого!). И такая форма образования будет требовать все новых и новых ресурсов. Ресурсная база, необходимая для таких школ станет огромным бременем на местные бюджеты. В этом контексте стоит напомнить, что большая часть местных бюджетов не имеют бюджетоформирующих источников. Представители центральных органов исполнительной власти обещают донорскую поддержку. Но в таком случае украинская школа вынуждена будет следовать тем условиям, которые перед ней поставят. К тому же донорские средства имеют удивительную  способность «растворяться» (донорские поддержки государственного сектора нам уже известны на коррупционных примерах УЦОКО).  Многие эксперты отмечают, что создание опорных школ окончательно разрушат сеть школ в сельской местности и небольших селениях (городках). А пока чиновники активно доказывают обществу преимущества опорных школ (не предлагая при этом хоть какие-либо образовательные модели), результаты конкурса на лучшую опорную школу в регионах свидетельствуют, что у местных управленческих элит она ассоциируется исключительно с наличием компьютерного класса, современных кабинетов естественно-научных дисциплин, с наличием сенсорной доски. Но ведь очевидно, что профильное образование требует значительно высшего уровня материально-технического обеспечения, который позволит старшеклассникам реально освоить определенную профессию.  

Четвертый миф касается подготовки учебных программ и учебников. К сожалению, центральные органы исполнительной власти и в этом вопросе не в состоянии продемонстрировать собственное концептуальное видение. Снова надежда на польский опыт и польских коллег? И снова ни одного отечественного исследования по данному вопросу: какова методология отбора содержания школьного образования, что должен представлять собой комплекс учебных материалов, какие результаты мы имеем по использованию альтернативных учебников и т.д.  Между тем, в Украине достаточно ученых, которые могут дать профессиональный совет: как создать свои! оптимальные школьные стандарты и учебную литературу с учетом мировых прогрессивных тенденций. В поисках решения проблемы с учебниками мы совершенно потеряли вопрос детской книги. Удивительно, но наши дети еще читают. Проблема состоит лишь в малом: хорошей детской литературы нет. Пещерным анахронизмом выглядят переводы на украинский язык детской литературы. В основе своей они ментально чужды нашим детям: по образному ряду, по сюжетной линии, по стилю художественного изложения.

И еще один миф – культура и ценности украинского образования. Как ни удивительно, но за внешними атрибутами национального самосознания (вышиванки, пение гимна, цвета государственных символов в самых неожиданных местах и т.д.), возведенными в ранг идеологии мы потеряли идеологию украинского образования. В школьной среде преобладают агрессивные отношения, нередко переходящие в жестокость. Из мира  взрослых перенимаются лидерские качества превосходства и эгоизма, предприимчивость утверждается основной движущей силой молодого человека, уважение к пожилому воспринимается как анахронизм. Чувства доброты и толерантности уже трудно встретить даже в детских сказках. Утверждение новых воспитательных мифов национал-патриотического контекста в школьной среде все более диссонируют с общественно-политической и экономической реальностью в стране, с традициями семей. Школьный возраст очень чутко реагирует на происходящее. Вместе с тем, школьное сообщество перестало быть центром формирования человека.

Таким образом, мифологический контекст образовательных реформ очевиден. Реальность состоит в том, что ни одна идея изменений не стала результатом потребностей времени, запросов общества и педагогической общественности. Собственно, эти изменения не стали результатом и научных поисков и открытий. Инновационный дефолт украинского образования уже очевиден. Во власть пришли люди, которые знают как «взорвать» систему образования изнутри - им некогда любить наших детей…      

Погода
Погода в Киеве
Погода в Харькове
Погода во Львове

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Загрузка...

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.