Новости Политика украинареформасуд

Опубликованы изменения в Конституцию в части правосудия

base article image

Официальная газета Верховной Рады "Голос України" опубликовала закон о внесении изменений в Конституцию в части правосудия.

Об этом сообщает  Украинская правда.

Соответствующие изменения предусматривают:

- реорганизацию Высшего совета юстиции в Высший совет правосудия (ВСП);

- лишение президента права создавать суды; закрепление за парламентом полномочий по созданию, ликвидации и реорганизации судов;

- лишение Верховной Рады полномочий назначать судей бессрочно и давать согласие на их задержание и арест с передачей последних полномочий к ВСП;

- лишение президента, парламента и съезда судей права увольнять судей Конституционного Суда – судья сможет быть уволен только по решению не менее двух третьих состава КС.

Документ повышает с 25 до 30 лет минимальный возраст для занятия должности судьи и при этом вводит систему конкурсного отбора для назначения судей.

Также документом увеличивается срок полномочий генерального прокурора с 5 до 6 лет, но запрещается ему занимать эту должность 2 срока подряд.

Кроме того, изменения предусматривают введение института конституционной жалобы (жалобы на противоречие Основному закону примененного в конечном судебном решении закона при исчерпании всех других национальных средств правовой защиты) и разрешение КС определять конституционность предлагаемых для вынесения на всеукраинский референдум по народной инициативе вопросов (по обращению президента или не менее 45 парламентариев).

Все эти изменения вступят в силу через три месяца со следующего дня после опубликования закона о внесении изменений в Конституцию в части правосудия дня (то есть с 30 июня).

По информации РБК Украина, за парламентом остается право выражать недоверие генеральному прокурору. Законом предусматривается исключить из Конституции Украины раздел VII "Прокуратура" в полном объеме, а приведенные в соответствии с международными и европейскими стандартами положения, определяющие юридический статус органов прокуратуры, включить в раздел VIII "Правосудие".

В частности, из перечня функций прокуратуры изъят ряд не свойственных (по европейским стандартам) ей функций, таких как: надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами (так называемый "общий надзор"); надзор за соблюдением законов при выполнении судебных решений в уголовных делах, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

Как следствие предложенных изменений, органы прокуратуры получат широкие процессуальные возможности для гораздо более качественного выполнения свойственных прокуратуре функций - поддержания публичного обвинения в суде; процессуального руководства досудебным расследованием; решения в соответствии с законом иных вопросов во время уголовного производства; надзора за негласными и другими следственными и розыскными действиями органов правопорядка.

Устанавливается, что судья Конституционного Суда (КС) может быть уволен только по решению КС не менее чем двумя третями от его конституционного состава. Предусматривается, что судья КС не может быть привлечен к ответственности за голосование в связи с принятием судом решений и предоставление им выводов, за исключением совершения преступления или дисциплинарного проступка. Стоит подчеркнуть, что без согласия Конституционного Суда судья КС не может быть задержан или арестован, за исключением задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.

Кроме того, предусматривается лишить парламент права давать согласие на арест судей. Так, согласно документу, на арест судьи требуется согласие Высшего совета правосудия - именно в этот орган глава государства предлагает превратить Высший совет юстиции.

Так, согласно документу, без согласия Высшего совета правосудия судья не может быть задержан или содержаться под стражей или арестом до вынесения обвинительного приговора судом, за исключением задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.

Также законом предусматривается лишить президента права создавать суды. Предусмотрена передача нардепам полномочий по созданию, ликвидации и реорганизации судов. Вместе с тем указано, что до введения нового административно-территориального устройства в соответствии с изменениями в Конституцию относительно децентрализации власти, но не более чем до 31 декабря 2017 года, создание, реорганизацию и ликвидацию судов осуществляет Президент.

Кроме того, в Конституции будет закреплена возможность признания Украиной юрисдикции Международного уголовного суда (Гаага, Нидерланды), однако это положение вступит в силу через три года со следующего после опубликования закона дня - в 2019 году.

Ранее министр юстиции Павел Петренко прогнозировал обновление судебной системы на 60-70% в результате внедрения конституционных изменений в сфере правосудия.

Загрузка...

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.