Новости Политика рададети

Рада поддержала законопроект о внедрении института наставничества в отношении сирот

base article image

Сегодня нардепы Верховной Рады Украины рассмотрели законопроект № 4784  о внесении изменений в Закон Украины "Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки" по наставничества над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки.

Об этом сообщает ГолосUA.

За отдали голоса 231 народный депутат.

В пояснительной записке к документу сказано, что «в Украине проживает 72 731 000 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Из них 65 705 детей проживают в семьях граждан Украины (опека, попечительство, приемные семьи, детские дома семейного типа). В то же время почти 7000 детей этой категории проживают в интернатных заведениях различных типов. Большинство из них по разным причинам (возраст, состояние здоровья) практически не имеют шансов быть усыновленными или устроенным в другие формы семейного воспитания. Проживание в интернатном учреждении не способствует таким детям в подготовке их к дальнейшей самостоятельной жизни, определения и развития способностей ребенка, реализации ее интересов в профессиональном самоопределении, формирование у ребенка практических навыков, направленных на адаптацию его к самостоятельной жизни (в частности по решению бытовых вопросов, распоряжение собственным имуществом и средствами, получение образовательных, социальных, медицинских, административных и других услуг). Дети, которые заканчивают интернаты, нуждаются в помощи в ознакомлении с практиками общественного общения, преодоления сложных жизненных ситуаций, формирование навыков здорового образа жизни, содействие становлению как ответственного, успешной личности.».

Эти условия являются неблагоприятными для развития детей и как результат,  они вырастают неподготовленными к жизни вне учреждения и выходят во взрослую жизнь, не имея необходимых социальных умений и навыков. Часто выпускники интернатных учреждений ведут асоциальный образ жизни (преступность, проституция, наркомания, алкоголизм, бродяжничество и т.п.).

Чтобы помочь таким детям необходимо внедрять современные методы подготовки их к самостоятельной жизни (с учетом их возрастных особенностей, социальной ситуации развития и, в целом, потребностей и интересов каждого ребенка и т.п.) с широким привлечением к этой работе представителей гражданского общества.

Законодатели предлагают ввести институт наставничества.

«Одним из таких методов, который практикуется во многих странах мира есть - наставничество. Главное отличие наставничества от усыновления или других семейных форм воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, заключается в том, что между наставником и ребенком не возникает семейных или любых других правовых отношений. В то же время, наставник помогает ребенку в усвоении норм, моделей поведения, принятых в обществе с целью дальнейшей адаптации ребенка к жизни в социуме. С целью обеспечения соблюдения прав и интересов детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, возникла необходимость правового урегулирования деятельности по наставничества над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки», - говорится в пояснительной записке.

Этим документом предложено «внести изменения в Закон Украины "Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки" (далее - Закон). Так, предлагается дополнить Закон статьей 17-1, которой, в частности, определяется, что наставничеством является добровольная бесплатная деятельность наставника по предоставлению ребенку-сироте, ребенку, лишенному родительской заботы, которая проживает в учреждении для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, индивидуальной поддержки и помощи в подготовке к самостоятельной жизни. Также определяются основные направления подготовки детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, к самостоятельной жизни путем наставничества».

В соответстви и с документом, наставником ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительской опеки, проживающего в учреждении для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, может быть совершеннолетнее дееспособное лицо, прошла курс подготовки по вопросам воспитания и социальной адаптации детей-сирот и детей , лишенных родительской опеки, по соответствующей программе, утвержденной центральным органом власти, и заключила договор о наставничестве. Вместе с тем определяется, что наставниками не могут быть лица, указанные в статье 212 Семейного кодекса Украины.

Кроме того, устанавливается, что наставник несет ответственность за нарушение им прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда в соответствии с законом.

Также определено, что контроль за соблюдением прав и интересов детей, над которыми установлено ​​наставничество, осуществляют службы по делам детей.

В то же время, законопроектом предусмотрено, что в исключительных случаях, при непосредственной угрозе для жизни или здоровья, орган опеки и попечительства выносит решение о немедленном отобрании ребенка от наставника и о приостановлении действия договора о наставничестве. В этом случае орган опеки и попечительства обязан немедленно уведомить орган Национальной полиции и в семидневный срок после вынесения решения обратиться в суд с иском о расторжении договора о наставничестве.

К тому же проектом определено, что Положение о наставничестве, порядок его организации и осуществления, отбора общественных организаций для организации наставничества, примерный договор о наставничестве и типовой договор о сотрудничестве по организации наставничества утверждается Кабинетом Министров Украины.

Загрузка...

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.