Интервью uncategory бедностьобщество

О. Балакирева: «В Украине нет реальной стратегии по преодолению бедности»

base article image

Как заявила первый заместитель министра социальной политики Ольга Крентовская, согласно абсолютному показателю, уровень бедных составляет 8 % населения, доходы которых ниже утвержденного прожиточного минимума (1227 грн). “Если брать фактический прожиточный минимум, то это будет 59%», – сказала Крентовская. Известно, что 16 марта 2016 года правительство одобрило Стратегию преодоления бедности, а 8 августа 2016 года Кабинет министров поддержал проект правительственного распоряжения об утверждении Плана мероприятий на 2016-2017 годы по реализации Стратегии преодоления бедности. О том, почему в Украине увеличивается количество бедных, корреспондент ГолосUA узнавала у социолога Ольги Балакиревой.

- Ольга, какова динамика уровня жизни украинцев?

- То, что уровень и качество жизни большинства украинцев не перестают снижаться, не вызывает вопросов. Это связано, наверное, прежде всего с тем, что не происходит возрождения, развития экономики, несмотря на то, что официальная статистика демонстрирует какие-то показатели, которые должны были бы об этом свидетельствовать. Но мы видим, как велик сегмент тех, кто работает неофициально, а также тех, кто получает частично неофициальную зарплату. Огромная проблема — с поиском работы, которая бы обеспечивала достойный уровень жизни, с соответствующей оплатой труда, и устройством на  нее.

- Кому живется сложнее всего?

- Если обратиться к социологическим показателям, становится очевидным, что разрыв между тем уровнем жизни, который позволяют сегодня доходы людей, и тем, что они считали бы достаточным для нормальной жизни, составляет примерно три раза. Особенно страдают семьи с детьми и пенсионеры, которые, фактически, остались за чертой бедности. Мы, опять-таки, связываем это с экономикой, с курсом доллара, который существенно повлиял на доступность целого ряда услуг, даже продуктов питания. В том числе, сократилось количество людей, которые могут позволить себе поездку за рубеж на отдых. 

- Насколько эффективно государство решает эту проблему?

- Если говорить о поддержке со стороны государства — новые вызовы, которые возникли за последние два года, не учтены. Размер выплат остался на прежнем уровне, при этом происходит повышение тарифов. И компенсация тарифов не решает вопрос в масштабах, в которых люди с этим сталкиваются. Не могу согласиться с тем, что в стране есть реальная политика по преодолению бедности. Она, скорее, существует, как декларативное намерение. Правительство готово взять ее на вооружение, скорее отталкиваясь от целей «устойчивого развития», которое сегодня Украина поддерживает.  

- Какие реальные меры по борьбе с бедностью необходимы?

- Для этого необходимо содействовать развитию экономики, созданию достойных рабочих мест. С другой стороны, нужна поддержка социально необеспеченных групп населения. Гарантированный государственный прожиточный минимум должен быть серьезно повышен. Опять-таки, если мы говорим о минимуме, который сегодня гарантирует государство, и о минимуме, рассчитанном экономически и о том, о чем говорят люди — это разница в два-три-четыре раза. При этом, существуют большие отличия между регионами, городом и селом. Это необходимо выровнять. А то, что людям добавят символически 10-200 гривен с 1 декабря — это абсолютно не решение проблемы.

Поскольку у нас прожиточный минимум является государственным стандартом, который определяем и уровень минимальной заработной платы, необходим консолидированный диалог между бизнесом, государством, представителями общественных организаций по поводу того, как этот вопрос должен быть решен. Чтобы прожиточный минимум был поднят хотя бы в два раза.

- Как вы считаете, повышение прожиточного минимума, минимальной зарплаты сдерживается искусственно, или на то есть объективные причины? Достаточно вспомнить, как в минувшем году на счетах Госказначейства накопились гигантские остатки...

- Конечно, существенно повысить государственные социальные гарантии при отсутствии средств в бюджете было бы безответственно. Поэтому вопрос, вероятно, не в искусственном сдерживании, а в понимании социальной ответственности за такой шаг. Но делать это нужно, просто необходимо искать для этого пути. И, естественно, очень важно иметь стратегию развития, в том числе экономического.

Конечно, нужно рассмотреть эффективность использования тех средств, которые есть. Ведь существует множество примеров, говорящих о неэффективности этого, когда приоритетные вопросы не финансируются, а расходы ведутся. Можно говорить, в том числе, и о повышении зарплат нашим министрам, депутатам, руководителям госпредприятий.

- Кто отвечает за провал государственной политики по борьбе с бедностью? Сейчас Минфин очень жестко контролирует бюджетные расходы, в частности, на медицину и образование...

- Сложно говорить, кто здесь «слабое звено». Слабость позиции заключается в отсутствии стратегии экономического развития, что в ответственности правительства в целом, и лично премьера. Это — целый комплекс вопросов, и налоги, и доступные кредиты, и доступное жилье. Это все должна решить комплексная стратегия развития. 

Погода
Погода в Киеве
Погода в Харькове
Погода во Львове

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.