Публикации Политика лекарстваоон

Закупка лекарств в Украине: чиновники готовятся к реваншу

base article image

В начале сентября состоялось заседание парламентского комитета по вопросам здравоохранения, где в который раз рассматривался вопрос поставки лекарств в Украину. Новый министр здравоохранения Ульяна Супрун, еще не успевшая освоится в коридорах Минздрава, пришла на комитет в сопровождении практически всех своих заместителей. Было видно, что она мало ориентируется в происходящем, и чувствовала себя неловко в окружении депутатов…

Членом комитета раздали бумажки с закрытым отчетами по поставкам лекарств в Украину. По сопроводительному комментарию Ульяны Супрун ПРООН уже доставили 93% лекарств, ЮНИСЕФ доставил 93% от плана, Кроун Эдженси -61%. Ухо резанул факт, что Минздрав не контролирует ситуацию с лекарствами на региональном уровне, и для того чтоб получить информацию на этот счет следует обращаться в ЮНИСЕФ.

Еще раз – государственный орган, отвечающий за жизнь и здоровье граждан, не в состоянии отслеживать информацию о лекарствах на локальном уровне – кинули на область определенный объем и отчитались о работе, а там пусть у ООН  голова болит.

Самый главный вопрос, волнующий всех украинцев: почему лекарства не были поставлены в Украину вовремя и люди продолжают умирать? Что ж, давайте разберем ситуацию на конкретном примере - скандале с ООО «Людмилой–Фарм». Для начала рассмотрим всю систему с теоретической точки зрения: какие субъекты вовлечены в процесс закупок лекарств в Украине?

Международные организации

Согласно действующему законодательству, с боями продавленному общественными организациями пациентов, в Украину поставками лекарств занимаются  международные организации – две от ООН – ПРООН, ЮНИСЕФ,  одна британская Crown Agents, а также International Dispensary Association, Global Drug Facility, Partnership for Supply Chain Management.

Почему это было сделано предельно понятно: чтобы ни одна «скотыняка» (по меткому определению радикала Ляшко) из Минздрава или депутатского корпуса, даже пальцем не прикоснулась к бюджетным деньгам. Конечно, в этом решении есть унизительный момент для государства – оно расписалось в неспособности  Минздрава самостоятельно, честно и прозрачно  обеспечить украинцев лекарствами.

Производители

Производители - это все те предприятия в мире, которые изготавливают лекарства и вакцины. Именно у них, по замыслу наших депутатов и чиновников, международные организации  должны закупать лекарства.

Идея была в том, чтобы избежать «посредников-спекулянтов». В этом наша власть, не отдавая себе отчет, руководствовалась типично советским мышлением, крепко засевшем у всех в головах – «посредник тире злой спекулянт». Это не всегда так...

Посредники

Посреднические компании бывают разные. Бывают «прокладки», паразитирующие на бюджетных потоках, а бывают честные дистрибьюторы, являющиеся неотъемлемой частью торговой логистики производителя.

Любой крупный мировой производитель (это касается не только лекарств) не станет открывать свои филиалы по всему миру – он подпишет договор с какой-то компанией посредником, которая будет от имени производителя продавать лекарства на закрепленном рынке.

При этом дистрибьютор будет иметь скидку от производителя. В идеале, для покупателя цена на продукт должна быть одинаковой - у дистрибьютора в стране, и у завода (если завод продает со склада), иначе реализаторы будут идти не к дистрибьютору, а сразу на завод к производителю.

Часто производитель вообще не занимается прямой реализацией своей продукции и делегирует эту функцию посредникам-дистрибьюторам. И уже они, по ценам близким к заводским, продают продукцию для предприятий розничной сети, которые и накручивают дельту на цену лекарства для конечного потребителя.

Государство

Государственные структуры выступают одними из ключевых игроков. Речь идет, прежде всего, о Министерстве здравоохранения (исполнительная власть) и парламентского комитета по вопросам здравоохранения (законодательная).

Разделять эти две ветви власти в деле уничтожения украинского народа не стоит – это две ненасытные головы украинской коррупции в медицинской сфере. Сегодня  этот монстр проголодался и пошел в атаку, так как его отстранили от жирного пирога - закупок лекарств в Украину.

На уровне Минздрава - бесконечная чреда и. о. - исполняющих обязанности министра. На уровне комитета - жгучее желание «порулить» и «проконтролировать», а если удастся, то дискредитировать международные организации, вернув старые удобные схемы дерибана. И все под гуманными лозунгами спасения жизней украинцев, которых за последние 25 лет стало меньше более, чем на 10 миллионов – под чутким руководством парламента и Минздрава.

Атака чиновников

Один из ударов парламентский комитет делает этим летом в июле – сыплет жалобами на имя вице-премьер-министра по вопросам европейской интеграции  Климпуш-Цинцадзе, где просит разобраться с международными посредниками и их задержками в поставке лекарств.

Еще одно аналогичное письмо летит директору национального антикоррупционного бюро Украины Артему Сытнику, в нем также звучат призывы разобраться с Кивташвили, Павленко и Перегинцем.

На заседании комитет в атаку на международные организации  выступил стройным фронтом. Тон задавал Олег Мусий, зачитавший свой обвинительный вердикт, который для справедливости приводим дословно: «…не выгодно покупать через международных посредников.  По туберкулезным препаратам программа ПРООН  потратила средств на 1, 15 млн долларов США  по сравнению с закупками Минздрава ранее, по взрослой онкологии Crown Adgency потратила больше на 1,18 млн долларов, по детской онкологии 2,1 млн. долларов.  ЮНИСЕФ закупил  «Пентаксин» у «Фармекс груп» 2 доллара за одну упаковку, растратив на  0,95 млн долларов больше. Вакцина по гемофильной инфекции типа Б – перерасход 1 млн долларов США»

Итого, перерасход, по данным Олега Мусия, составил приблизительно 6,4 млн долларов или 166 млн гривен. Если бы у депутата были еще какие-то цифры, он, несомненно, их привел бы.

В то же время только по одной программе взрослой и детской онкологии компанией Crown Agents было сэкономлено 413 млн грн.

Если посчитать по закупкам ЮНИСЕФ и ПРООН получится еще более внушаемая цифра. Но Мусий же не врет, и государство могло сэкономить еще больше? Почему этого не произошло?

Растратчики из ООН

Разберемся на  конкретном примере. Так, в новостях прозвучало, что Институт эпидемиологии НАМНУ закупил препарат «Софосбувир» в августе 2016 года почти в 2 раза ниже, чем ПРООН.

Мы обратились в ПРООН с просьбой прокомментировать эту информацию.

Организация подтвердила новость и пояснила ситуацию тем, что  несмотря на объявленный тендер на лот по препарату «Софосбувир», откликнулся только непосредственный официальный представитель производителя компания Дельта Медикел Промоушнз АГ (Швейцария).

Какую цену запросил представитель, такую ПРООН и заплатила – других предложений не было. Следует учитывать, что фармпроизводства живут по определенным правилам и планам.

ПРООН впервые выходило на закупку лекарства для Украины, оно получило одну цену, но уже в следующем году скидка составит 50% и лекарства будут куплены гораздо дешевле.  ПРООН и так закупило по своим контрактам  с экономией в 4 млн долларов.

Опасные связи

Что касается Олега Мусия, то его мотивация понятна. Заместителем нового министра здравоохранения назначен Роман Илык, в его функционал как раз и входит фармрынок и закупки. Роман Илык в седьмом созыве был народным депутатом от Батькивщины, а его зарплатным помощником… Олег Мусий.

Для полноты понимания перспектив связки «Мусий-Илык» после выдавливания международных организаций из Украины, просто наберите в Гугл запрос «Олег Мусий фармрынок».

Конечно, для наезда на ЮНИСЕФ и ПРООН у комитета здравоохранения руки коротки, а вот британскую Crown Agents «попинать» можно, для чего в Верховной Раде и зарегистрирован законопроект 4008а за подписями  главы комитета Ольги Богомолец и первого зама Оксаны Корчинской.

Минздрав и Людмила

Последним и самым свежим скандалом в сфере поставок лекарств в Украину стала история с зависанием онкопрепаратов в аэропорту «Борисполь» на сумму 5,1 млн долларов.

Лекарства были куплены Crown Agents  у посредника - ООО «Людмила-Фарм». ООО «Людмила-Фарм» крутится на рынке тендерных поставок лекарств еще со времен Януковича и, что называется, собаку съела на этом деле.

В уме не укладывается, как авторитетная международная организация Crown Agents  поставила под удар свою репутацию и связалась с «Людмилой–Фарм».

Скорее всего, дело в британской порядочности – раз фирма не закрыта, ее собственники и руководители не привлечены к ответственности– с ней можно работать, формально закон не нарушен.

Пара слов об ООО «Людмиле-фарм» для понимания репутации фирмы в мире.

Слухи о ее деятельности уже дошли до серьезных международных организаций, таких как Атлантический Совет (США), который ссылается в своем исследовании коррупции в Украине с красноречивым названием «Кто делает деньги на эпидемии ВИЧ/СПИДа и туберкулеза в Украине» за 2013 год. «Людмила-Фарм» там один из активных фигурантов.

Не удивительно, что ООО «Людмила-Фарм», разжирев на бюджетных деньгах, попадает в рейтинг престижного издания о предпринимательстве The Inc, а именно в  топ-5000 самых быстрорастущих частных компаний в Европе за 2016 год, заняв 2408 позицию.

ООО «Людмила-Фарм» также проходила как фигурант уголовного дела № 42014000000000163, возбужденного против чиновников Минздрава по статье 364 Уголовного кодекса – злоупотребление властью или служебным положением. Речь шла о растрате бюджетных средств на закупке лекарств в сумме 63,5 млн грн.

В пул фармакологичеких компаний, подконтрольных основателям ООО «Людмила-Фарм» - Мироновой Елене и Константину Грошеву, подконтрольны также ООО «Метатрон» и ООО «Хьюмен импресс».

Елена Миронова появилась на фармакологическом рынке, если верить источникам в сети, во многом благодаря протекции Бориса Литовского. В разное время протекцию «Люмиле-фарм» и прочим фирмам бизнесмена оказывал бывший министр охраны здоровья Юрий Поляченко, президент Академии медицинских наук Возианова А.Ф.

Вопросы, вопросы…

Итак, Crown Adgency заключила контракт с «Людмилой-Фарм», классическим посредником, с сомнительной репутацией и отсутствием льгот по НДС.

Почему это произошло? На наш запрос Crown Agents, почему они имеют дело с посредниками, а не производителями, они признались, что непосредственно у производителей удалось закупить только 45% препаратов.

Компания работает со всеми субъектами на рынке – и посредниками, и производителями. Решение принимается в зависимости от страны и источника финансирования. Если речь идет о большой поставке возможность выхода на производителя существует, но если речь идет о большом списке препаратов с небольшими количествами по каждой позиции, то закупка у производителей нерациональна и часто невозможна.

Как правило, закупка делится на отдельные лоты и это поле для работы дистрибьюторов, которым и оказалась ООО «Галина-Фарм».

К слову, мы попытались на конкретном примере, а именно на онкопрепарате «Диферелин» выяснить, почему его закупка шла именно через «Людмила-ФАрм», а не через прямого представителя  производителя в Украине компанию «Ipsen».

В самой компании нам отказались комментировать ситуацию – секретарша пошла консультироваться начальством, а потом резко поменяв тон, отправила за комментариями в Минздрав или Crown Adgency.

Мы снова обратились к британцам за пояснением, но поучили максимально дипломатичный ответ:

«Несмотря на то, что немало международных производителей имеют представительства в Украине, они не являются коммерческими офисами. И хотя мы имеем возможность поддерживать связь с ними, любое участие в торгах и в договорной деятельности должно осуществляться через штаб-квартиры, которые действуют за пределами Украины. Мы провели переговоры с большинством производителей до начала процесса закупок и направили тендерные документы. Но мы не можем принудить никого взять участие в торгах. Поэтому по определенным препаратам мы работали именно с дистрибьюторами».

Переводя с «дипломатического», возможно, представитель производителя Ipsen был не уполномочен продавать «Диферелин», сам производитель в силу каких-то причин отказался это делать или не смог. Осталась «Людмила-Фарм».

Юридические коллизии

Как известно, сам скандал с «Людмилой-Фарм» разгорелся из-за задержки лекарств в Бориспольском аэропорту. Товар никто не хочет растамаживать, все  кивают друг на друга.

Проанализировав внимательно официальные позиции всех сторон – ООО «Людмила-ФАрм», Crown Adgency и Минздрава  более убедительная позиция, как это не парадоксально именно у ООО «Людмила-Фарм».

Британцы пишут, что «Crown Agents» «не несе відповідальності за вирішення законодавчих питань, що стосуються митних зобов’зань. Це значно виходить за межі нашого обсягу відповідальності».

В то же время «Людмила-Фарм» четко указывает, что согласно договору поставки принимаются, так называемые в международном коммерческом праве, условия «DAP». По условиям  DAP продавец обязан доставить товар в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовым к разгрузке. Иными словами, самолет приземлился, и Поставщик де-юре контракт выполнил. «Растаможка» не его печаль.

Эту правовую позицию ООО «Людмила-Фарм» поддерживает и авторитетная юридическая компания Байкер-Маккензи.

Поэтому посредник ничего не боится и предлагает решить вопрос в судебном порядке.

Что здесь? Головотяпство юристов Crown Adgency, которые допустили подобную редакцию договора? Но с другой стороны с другими поставщиками такая история не случилась.

Почему упирается «Людмила-Фарм»? Да потому, что перенеся продукцию  с временного склада сбережения на таможенный, она попадает под НДС (7%) – от него освобождаются только международные организации, но не посредники.

Вопрос не шуточный (без лекарств гибнут дети) и Министерство финансов в своем письме дало обещание, что перемещение товара будет учитываться по процедуре «условного освобождения от уплаты таможенных платежей».

Но в «Людмиле-Фарм» не идиоты сидят, и они понимают, что между «полным освобождением» и «условным освобождением» - большая разница.

Потенциально сохраняются риски, что налоговая таки снимет НДС. Пойдет ли на такие риски любой здравомыслящий бизнесмен при многомиллионном контракте? Будет ли он играть в такие игры с нашим государством? Вопрос риторический...

Эта история должна стать хорошим уроком для Crown Adgency, которая репутационно сильно подставилась на грязном фармакологическом рынке Украины.

P.S. Итоги или кто виноват?

Подведем итоги и рассмотрим базовые причины провала международных компаний в поставках в Украину.

В первый год работы международных организаций в Украине до конца не отработаны юридические и организационные вопросы.

Поставкам международных организаций сопротивляются чиновники Минздрава. Многие лекарства были ввезены с опозданием, из-за того, что были задержки с их регистрацией в Украине. При последующих поставках эта проблема отпадет.

«Подрывную работу» ведет и комитет здравоохранения в парламенте, пытаясь дискредитировать работу международных организаций.

Международные организации заключили для Украины новые договора с поставщиками-производителями и в следующем году они смогут получить препараты с еще большими скидками (как в нашем примере с ПРООН).

Международные организации столкнулись с монополизированным фармакологическим рынком в Украине, где по-прежнему сильны позиции дискредитировавших себя поставщиков-посредников, готовых на любые грязные шаги. Очевидно, с ними пока приходится считаться.

Производители не всегда идут на встречу, а их представительства в Украине не всегда уполномочены на прямые продажи лекарств. Международный фармацевтический рынок имеет свои внутренние скрытые правила, в нем велика сила инерции, а также фактор плановой работы – объемы производства планируются на долгосрочный период.

Несовершенство украинской законодательной базы (скорее всего сознательное)

Если говорить начистоту, то любой общественный опрос покажет: доверие украинцев к парламенту и Минздраву колеблется около нулевой отметки – мы всех этих деятелей видели и знаем им цену.

Финансовая эффективность закупок международными организациями доказана. Даже если  ПРООН или Crown Adgency заплатил где-то на каких-то товарных позициях больше, то эти деньги однозначно не пошли на коррупцию и подкуп. К ним априори доверие больше, чем к нашим чиновникам и депутатам.

Сегодня кому-то очень хочется все повернуть вспять, подставив жизни украинцев в качестве заложников. История с «Людмилой-Фарм», вполне может оказаться банальной подставой. Кому-то не хватает денег на еще один замок в нищей стране?

Погода
Погода в Киеве
Погода в Харькове
Погода во Львове

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.