Публикации Экономика сериалкиноукраинапроизводствоактер

Наше кино: кто и как может заработать на создании украинских сериалов?

base article image

В 2016 году украинский парламент принял изменения в закон «О кинематографии», запретив в Украине демонстрацию российских фильмов, не только снятых после 1 января 2014 года, но и показанных после этой даты. Украинские производители кино отреагировали выпуском нескольких сериалов, созданных в Киеве. К концу года они с успехом были показаны на ТВ. Эксперты говорят: это направление стоит развивать, но не ограничиваться телесериалами, а приступить к созданию полнометражного кино.Корреспондент ГолосUA выяснял, кто и как может заработать на создании украинских сериалов?

Спрос на отечественные сериалы

Радикальные перемены в сфере кинопроизводства в Украине начались еще в 2014 году, сообщил ГолосUA украинский режиссер Дмитрий Суржиков. По его словам, в связи с политическими  событиями в Украине в 2013-2014 годах российские инвесторы прекратили сотрудничество с украинскими сценаристами. В связи с этим фильмов российского производства на нашем телевидении значительно поубавилось.

Однако был создан спрос на кинопродукт украинского производства и уже украинские производители фильмов поспешили восполнить недостаток сериалов на телевидении. Решение парламента относительно закона «О кинематографии» в 2016 году лишь усилило эту тенденцию.

Мнения практикующих специалистов, связанных со сферой кино, относительно того, какой именно продукт можно создать за меньшее количество времени, расходятся.

Так, по словам Д. Суржикова, кинопроизводство сериала в техническом смысле легче, чем создание полнометражного кино. И если уж развивать производство «полного метра», то начинать лучше с сериалов, считает он. Да и проще продать сериал на ТВ, чем заниматься его прокатом в кинотеатрах.

В то же время, режиссер, актер, продюсер Дмитрий Ступка сообщил ГолосUA, что, по его мнению, технически снять полнометражное кино проще, чем сериал.

«Сериал с технической  точки зрения сложнее создать, полнометражное кино легче. Это видно по работе наших коллег за рубежом. Современные сериалы создаются с использованием сложных костюмов, нужно больше времени, чем на кино,  больше подготовки», - говорит эксперт.

Судя по всему, Д. Ступка знает, что говорит. В 2016 году он выпустил на большие экраны собственный фильм «Правило боя» и точно знает, сколько нужно сил, времени, денег, других ресурсов для создания кино в Украине.

При этом он высказал мнение, что сейчас на украинском ТВ более востребованы сериалы, чем «полный метр».

И, судя по количеству отечественных сериалов, отснятых с 2014 года в Украине с привлечением отечественных актеров, сценаристов, режиссеров, костюмеров и других, причастных к процессу, это направление развивается наиболее активно.

Так, в 2015 году на ТВ-экраны вышли, в частности, сериалы: «Не зарекайся», «Дежурный врач» - о работе «скорой помощи», «Когда все дома» - о семейных отношениях, «Отдел 44» - о расследованиях, «Нюхач» - о работе правоохранителей, «Никонов» - о расследующих уголовные дела; сериал «Владимирская,15», «Маэстро» , «25-й час», комедия-фарс «Депутатики» («Недотуркані») - об имитации деятельности нардепов, беспокоящихся только о своих кошельках, а не о народе; мелодрамы «Нити судьбы», «На линии жизни», «Судьба по имени любовь».

В 2016 году зрители увидели сериалы «Между любовью и ненавистью» - о дружбе школьных подруг и их взрослой любовной истории; приключения «Добро пожаловать на Канары». В 2017 году на экраны вышли сериалы «Райское место» и «Спасатели».

А также силами украинских специалистов были придуманы сериалы, созданные по принципу реалити-шоу – «Экстрасенсы», «Киев днем и ночью», «Шоу Половинки», «Шоу Инспектор Фреймут».

Как заработать на кинематографе

В большинстве зарубежных государств индустрия кино развивается благодаря государственной поддержке или частным вложениям в создание зрелищного продукта. Это деньги, которые тратят на оплату работы сценаристов, режиссеров, их помощников; операторов, аренду локаций и технику, на гонорар актерам, дублерам, каскадерам; специалистам по монтажу, звукорежиссерам, административному (бухгалтера, секретари), техническому персоналу (водители, уборщики).

Много ли на этом могут заработать участники съемочного процесса? Как считает Д. Ступка, украинские производители кино, учитывающие сложную экономическую обстановку в стране, способны создать зрелищный фильм при минимальном бюджете – 200-300 тысяч гривен.

Однако, как можно предположить, никто из продюсеров не откажется от материальной поддержки государства, поскольку, как известно, большие вложения в фильм могут повысить его качество.

В конце 2016 года украинское государство наконец приняло решение поддержать украинских кинопроизводителей и выделило на съемки полнометражных картин 500 млн гривен из бюджета. На эти средства уже начали снимать 400 украинских фильмов, заявили в Госкино. Приблизительно в это же время министр культуры Украины Евгений Нищук сообщил журналистам, что отечественные фильмы вполне могут претендовать в 2017 году на получение кинематографической награды международного значения – «Венецианского Льва». 

Так что чиновники, как можно сделать вывод, наконец, поверили в возможность украинских специалистов занять почетное место в рядах всемирно прославленных киношников. А для победы Украины на мировом уровне придется потрудиться людям разных профессий.

Разумеется, участники киносъемок могут хорошо заработать на продаже своих талантов.

Как выяснил корреспондент ГолосUA, актеры профессиональные и актеры без специального образования могут найти работу в массовке на ТВ или в кино. Шансы получить отдельную роль есть и у тех, и у других. Ведь в кинопроизводстве, как считает  украинский актер Валентин Касьян, эксплуатируют типажи – определенный набор внешних характеристик. Не исключено, что сейчас киношники сбились с ног, разыскивая именно вас – низкорослого брюнета с маленькими глазами, или вас, рыжую девушку под метр восемьдесят ростом, рассказали администраторы, отвечающие за подбор персонала на кастинге.

И достаточно в Google ввести поисковые слова «массовка», «съемка кино», как система выдаст не менее 20 сайтов, где есть объявления о такой занятости. Оплата может быть от 200 грн за час до тысячи долларов за три дня работы. На этих же сайтах есть работа для видео-, кино-операторов, дублеров, каскадеров, звукооператоров, специалистов по монтажу звука и видеоряда. Как правило, тут оплата значится как «договорная» и может достигать двух тысяч долларов за неделю работы.

Кстати, доход также могут получить люди, которые желают сдать в аренду собственные технику или недвижимость – для использования в качестве локации на период киносъемок. Объявления и предложения принимаются, в частности, на веб-сайте filmlocation.com.ua. Впрочем, сообщить о желании сдать киношникам в аренду свою недвижимость можно также на сайте olx.ua. Говорят, режиссеры и операторы-постановщики часто просматривают именно такие «доски» с объявлениями, когда предстоит наметить график съемок и заранее зарезервировать для этого помещения.

Сценарные труды

Отдельная тема в сериальном производстве – работа сценариста, то есть специалиста, который способен придумать общую идею сюжета, наполнить его персонажами, событиями. Оплата его трудов может быть разной, но, например, в 2010 году за сценарий, рассчитанный на съемки длительностью до года, можно было получить около 15-17 тыс. грн. Сейчас эту сумму надо умножить на три, учитывая повышение курса доллара.

Вы, возможно, спросите, за что же платят сценаристам такие немалые деньги? За то, что они не дают зрителю скучать и отвлекаться от сюжета. А интересным его можно сделать за счет создания ярких персонажей, правильной расстановки и чередования событий.

Как сообщил ГолосUA сценарист Игорь Кокоулин, разработавший несколько десятков сценариев ситуационных комедий, в сериале важно понимать о важности временных промежутков.

«В сюжете есть несколько групп действующих лиц. Они иногда, например, куда-то уезжают, уходят, впадают в кому, находятся в тюрьме, болеют и пребывают в зоне карантина, исчезают в общем. В эти периоды их нет в кадре. О них упоминают, но их не видно, они как бы не участвуют в повествовании. Так вот, нужно помнить, на сколько дней, недель, месяцев в сценарии они выбыли из кадра. Чтобы потом в нужный момент вернуть этих персонажей в повествование и в кадр. Я для этого делают табличку, где рисую график с перемещениями персонажей, иначе это не запомнить», - рассказал он.

Но сценарий может обрести силу не только благодаря внезапному исчезновению или появлению героя в кадре. Зрителя можно увлечь тем, что характеры героев будут четко соответствовать типажам. В тандеме группа персонажей создаст захватывающий эмоциональный ансамбль. Например, девочка из хорошей семьи, послушная, воспитанная. Мальчик-хулиган, которому всегда недостаточно денег и он пытается их заработать правдами-неправдами. Гувернантка, которая умеет говорить на разных языках и старается заинтересовать детей изучением иностранных языков. Старенький дедушка, который часто сидит на лавочке у дома и все подмечает, помогает полиции расследовать преступления. И, в соответствии с характером героя, с его внешним видом и образом надо подобрать ему слэнг - набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в разных общественных группах. Дедушка на лавочке будет изъясняться другими словами, чем мальчик-хулиган.

Сценарный веб-портал LA-Screenwriter предложил несколько сверхбыстрых упражнений для создания характеров киногероев. Эксперты, собиравшие рекомендации для сценаристов, считают: характер и внешность каждого персонажа можно создать, лишь ответив на несколько вопросов. Вот они: каков самый пикантный секрет, который может быть у вашего персонажа? Какими прилагательными его можно охарактеризовать? Есть ли у него в жизни люди, которые нанесли ему душевные раны и как это повлияло на его характер, судьбу? Как он предпочитает действовать и передвигаться, чего боится и чего желает?

И, наконец, для развития острого, интригующего сюжета нужно поместить героя в сложную ситуацию, когда ему нужно выбрать между двумя одинаково потрясающими или одинаково ужасными вариантами. Зрителя всегда интересует, что именно выберет персонаж и как он выкрутится из сложной ситуации.

Но перед тем, как ваше сценарное творение увидит мир, идею нужно продать - продюсерам, инвесторам кино, которые ищут интересный сюжет. Эксперт по созданию сценариев Ольга Слисаренко считает, что для этого нужно создать небольшую киноработу, названную английским словом «сизл».

«Нужно продать идею и себя вместе с ней продюсерам. Каким бы интересным и захватывающим ваш сериал не был, у него есть один большой недостаток - пока что он только в вашей голове. Самый простой и эффективный способ в условиях нулевого или очень маленького бюджета заинтересовать продюсеров - это сделать сизл. Сизл - это трехминутный видео-ролик, в котором вы раскрываете свою концепцию и представляете героев. Грубо говоря, это реклама вашей идеи», - говорит она.

О. Слисаренко добавляет, что текст для сизла должен умещаться максимум на двух страницах формата А4. Прежде, чем приступить к работе над сизлом, вам нужно 10 исписанных тетрадок превратить в максимум две страницы, где будет точно и ясно изложена идея вашего продукта. «Ответьте для себя двумя краткими предложениями на вопрос, о чем эта история. Так как в мире всего лишь 36 драматических сюжетов, то важно также понять, чем ваша история отличается от подобных, в чем ее уникальное предложение. Перед созданием видео пишем тест и начитываем его приятным голосом за кадром. Закадровый текст может сопровождаться музыкой – она задает тон, настроение повествования. Описывая персонажей, расскажите вкратце об их внутреннем конфликте, мечтах и стремлениях, а также о том, на чем основывается их противостояние с другими персонажами вашего сериала», - рекомендует эксперт.

Как посоветовал И. Кокоулин, описывая содержание эпизодов, надо отмечать, где именно происходит действие – в закрытом помещении (делаем пометку «Интерьер»), на открытой местности (пишем «Экстерьер»). Эти слова понятны продюсерам и режиссерам, они помогут понять, в каких местах будет разворачиваться действие.

И, отвечая на вопрос «Как сценаристу найти работу?», в соцсетях рекомендуют: можно сначала поучаствовать в одном из многочисленных конкурсов на лучшую сценарную историю. Потом работодатели, то есть продюсеры, будут сами искать вас, создателя сценария.

Это же правило распространяется и на людей других профессий, задействованный в производстве фильмов: если вы делаете свое дело с азартом и грамотно, то быстро заработаете соответствующую репутацию. Как правило, такие специалисты очень востребованы и скоро не вы будете искать работу, а работа в кино будет искать вас. Ведь такой работы в Украине теперь – непаханое поле.

Погода
Погода в Киеве
Погода в Харькове
Погода во Львове

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.