Новости Политика радатюрьма

Рада отклонила изменения в "закон Савченко"

base article image

23 февраля украинский парламент отклонил законопроект 5259-1  «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины (относительно восстановления справедливого порядка зачисления судом срока предварительного заключения в срок наказания)».

Об этом сообщает ГолосUA.

В пояснительной записке к документу сказано, что он разработан в связи с необходимостью урегулирования порядка зачисления судом срока предварительного заключения в срок наказания и приведения правовых норм, регламентирующих эти вопросы в соответствие с системой норм Уголовного кодекса Украины.

26 ноября 2015 Верховной Радой Украины принят закон Украины «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины (относительно усовершенствования порядка зачисления судом срока предварительного заключения в срок наказания)» № 838-VIII, которым часть пятую статьи 72 Уголовного кодекса Украины изложены в новой редакции.

Абзацем первым указанной части предусмотрено увеличение коэффициента зачисления времени предварительного заключения к наказанию в виде лишения свободы (из расчета один день предварительного заключения за два дня лишения свободы).

Тем самым, режим содержания в учреждениях предварительного заключения фактически признается значительно более строгим, чем режим в учреждениях исполнения наказаний в виде лишения свободы. Однако, это не соответствует ни правовым основам назначения наказания, ни фактическим условиям системы отбывания наказаний. И содержание под стражей, и отбывание наказания в виде лишения свободы характеризуются ограничением свободы личности. При этом режим в исправительных учреждениях нельзя считать более мягким, чем режим содержания лиц в учреждениях предварительного заключения, поскольку: количество свиданий для лиц, содержащихся в СИЗО - не менее трех раз в месяц, а осужденным, которые находятся в участке усиленного контроля исправительного учреждения (независимо от уровня безопасности), предоставляется одно краткосрочное свидание в месяц и одно длительное свидание на три месяца; осужденным, которые находятся в участке ресоциализации - одно краткосрочное свидание в месяц и одно длительное свидание на два месяца (часть 4 статьи 110 Уголовно-исполнительного кодекса Украины); лица, содержащихся в СИЗО, имеют право пользоваться телевизорами, полученными от родственников или других лиц (абзац 8 части 1 статьи 9 Закона Украины «О предварительном заключении»), а осужденные в исправительных учреждениях - не имеют такого права и тому подобное.

Таким образом, указанная норма создает основания для того, чтобы применение к лицу определенного пресечения (содержание под стражей) создавало для нее льготы при дальнейшем отбывании наказания в виде лишения свободы.

Необходимо заметить, что мера пресечения в виде содержания под стражей применяется к лицам, которые подозреваются или обвиняются в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, или если есть основания полагать, что лицо будет скрываться от органов досудебного расследования или суда, препятствовать уголовному производству (часть 2 статьи 183 УПК Украины). Кроме того, мера в виде содержания под стражей обычно применяется к лицам, которые были ранее осуждены или совершивших тяжкое преступление. К лицам, которые признали свою вину и сотрудничают с органами правопорядка, эта мера применяется только в исключительных случаях. Поэтому лица, которые пытаются уклониться от справедливого и заслуженного наказания, и в связи с этим содержащихся под стражей, получают определенную льготу по сравнению с теми, кто ведет себя положительно и сотрудничает с органами досудебного следствия, поскольку срок содержания под стражей засчитываются в срок лишения свободы в двойном размере и следовательно, первые из названных лиц в общем отбывать меньшие сроки лишения свободы, чем те, к кому содержания под стражей не применялось. Предоставление таких льгот лицам, к которым применялось содержания под стражей, является неоправданным.

Исходя из этого, так называемое усовершенствование порядка зачисления судом срока предварительного заключения в срок наказания способствует скорейшему освобождению лиц, которые в основном были осуждены за тяжкие преступления и особо тяжкие преступления есть рецидивистами. Более того, применение этого порядка является необоснованным и нарушает принципы справедливости наказания и неотвратимости уголовной ответственности, ведь в результате его применения лица, в отношении которых была применена мера в виде содержания под стражей, будут отбывать меньший срок заключения, чем лица, осужденные за аналогичный преступление, в отношении которых была применена мера, не связанную с лишением свободы.

Установленный в абзаце 4 части 5 статьи 72 УК Украины перечень периодов, которые имеют включаться в срок предварительного заключения, выходит за пределы предмета регулирования данной статьи УК Украины и этого Кодекса в целом. Ведь данный вопрос в полной мере урегулирован статьей 197 УПК Украины (Срок действия постановления о содержании под стражей, продление срока содержания под стражей).

То же касается и абзаца 6 части 5 статьи 72 УК Украины, поскольку порядок освобождения лица из-под стражи и немедленного прекращения действия мер в полной мере урегулированы статьями 202 и 203 УПК Украины соответственно.

Кроме того, необходимо обратить внимание, что «пребывание лица, отбывающего наказание в учреждениях предварительного заключения для проведения следственных действий или участия в судебном разбирательстве уголовного производства» (пункт "г" абзаца 4 части 5 статьи 72 УК Украины) относится к периода отбывания наказания лицом, когда приговор суда уже вступил в законную силу. Поэтому нет оснований считать такой период предварительного заключения.

Из содержания абзаца третьего части 5 ст. 72 УК Украины следует, что осужденным вообще не могут назначаться наказание, не указанные в части 1 статьи 72 УК Украины, поскольку этот абзац устанавливает освобождение их полностью от таких наказаний. Это противоречит статье 51 УК Украины и ряде других статей настоящего Кодекса.

Замечания Главного научно - экспертного управления Аппарата Верховной Рады Украины не были учтены при принятии вышеупомянутых изменений в Уголовный кодекс Украины.

Не вызывает сомнения, что государство должно обеспечивать права и законные интересы всех граждан, в том числе тех, которые находятся в следственных изоляторах, однако это должно происходить за счет реформирования пенитенциарной системы страны (путем строительства новых следственных изоляторов, соответствующих международным нормам, приобретения или обучение нового персонала и т.д.), а не за счет установления необоснованного, несправедливого порядка зачисления судом срока предварительного заключения в срок наказания.

Девять месяцев, прошедших с момента принятия закона, который в информационном пространстве получил название «закон Савченко», ярко продемонстрировали негативное влияние этих изменений на жизнь общества и состояние криминогенной ситуации в стране.

Так, согласно статистике, предоставленной пресс-службой Государственной пенитенциарной службы Украины по состоянию на 27 мая 2016 «закон Савченко» применен к 44 тыс. 800 человек, которые содержались в учреждениях Государственной пенитенциарной службы. При этом, от дальнейшего отбывания наказания освобождены 6382 человека, из которых 866 лиц, осужденных за умышленное убийство, 554 человека - за умышленное тяжкое телесное повреждение, 691 - за преступления, связанные с наркотиками, 1164 - за разбой, 906 - по грабеж, 1490 - за кражу, 15 человек - за преступления против основ национальной безопасности.

По данным Государственной пенитенциарной службы Украины лишь около десяти процентов от количества человек, которые были освобождены в результате применения требований части пятой ст. 72 УК Украины в новой редакции, составляют лица, вышедшие СИЗО (от общего количества лиц, содержащихся в следственных изоляторах, это вообще составляет один процент). То есть никакого влияния на загруженность следственных изоляторов указанные изменения в Уголовный кодекс Украины не имели ( «закон Савченко» не достиг главных задач, стоящих перед ним декларировались - разгрузка отечественных следственных изоляторов и уменьшение сроков содержания под стражей). Кроме того, эта норма противоречит практической реализации принципа презумпции невиновности, ведь она регламентирует порядок зачисления срока пребывания в СИЗО до срока заключения в случае осуждения, так что не имеет реального влияния на судьбу лиц, которые в дальнейшем получают оправдательный приговор.

По информации Национальной полиции по состоянию на август 2016 633 человека, которые были уволены в связи с применением части 5 ст.72 УК Украины, повторно совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления (умышленные убийства, изнасилования, завладение имуществом и т.п.). Это только официальные данные.

Таким образом, указанная норма должна быть редакционно изменена, поскольку ее реализация создает условия для ухудшения криминогенной ситуации в стране, повышение уровня преступности, создание значительных рисков для безопасности граждан и общественного порядка.

Целью и задачами принятия этого законопроекта является обеспечение надлежащего урегулирования порядка зачисления судом срока предварительного заключения в срок наказания и приведения правовых норм, регламентирующих эти вопросы в соответствие с системой норм Уголовного кодекса Украины путем восстановления предыдущей редакции части пятой статьи 72 УК Украины , которая устанавливала справедливый порядок зачисления судом срока предварительного заключения в срок наказания, а также устранение условий для ухудшения криминогенной ситуации в стране.

Погода
Погода в Киеве
Погода в Харькове
Погода во Львове

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.