Публикации Криминал взяткадорогаполицияполицейскийводительалкогольуголовноепроизводствообществопатрульпатрульная полицияпреступление

Взятки на дорогах: может ли общество с этим бороться?

base article image

В Украине за пару лет существования Национальной полиции уже было зафиксировано несколько десятков, а то и сотен фактов взяточничества с участием правоохранителей. Эти случаи занесены в официальную хронику полиции, СБУ, прокуратуры. Эксперты говорят: патрульные ежедневно подвергаются искушению потребовать или согласиться на взятку от водителей-нарушителей. И чтобы этого искушения избежать, необходимо еще приложить усилия. Корреспондент ГолосUA выяснял, как общество может бороться явлением взяточничества на дорогах?

Факты взяточничества

Так, в 2016 году летом двух киевских патрульных задержали во время получения 4 тысяч гривен взятки. Об этом сообщает прокуратура Киева. Патрульные требовали деньги за непривлечение к административной ответственности водителя, который управлял машиной в состоянии наркотического опьянения. Они договорились, что деньги им переведут двумя частями на банковскую карточку подставного лица. После получения они должны были сообщить водителю место, где спрятали его права и техпаспорт. Во время обыска у правоохранителей обнаружили деньги и админпротокол, составленный в отношении водителя-нарушителя.

В феврале 2017 года офицер патрульной полиции Харькова получил 5 тысяч гривен неправомерной выгоды, сообщили в Службе безопасности Украины. За эти деньги начальник одного из отделов управления патрульной полиции обещал составить сфальсифицированный вывод о невиновности одного из участников дорожно-транспортного происшествия. Правоохранители задержали взяточника после получения им обусловленной суммы.

В обоих случаях открыты уголовные производства по статье 368 Уголовного кодекса Украины – получение взятки в особо крупном размере или служебным лицом, занимающим особо ответственное положение.

Еще раньше в Киеве патрульный полицейский потребовал у водителя 3 тыс. гривен за то, что закроет глаза на факт нарушения правил дорожного движения…

И, надо отметить, хроника задержаний правоохранителей, как правило, пополняется такими случаями получения взятки патрульными несколько раз в течение недели во всех регионах Украины.

Дефицит кадров, денег и отдыха

При создании Национальной полиции и патрульной полиции Украины позаботились о том, чтобы блюстители порядка на дорогах не могли взять предложенные водителями деньги, и не могли бы требовать мзду. Ведь все происходящее фиксируется на мини-видеокамеру.

С другой стороны, учитывая риск быть раненым, погибнуть, получить травму, стать объектом нападения злоумышленников, у патрульных… все еще маленькие зарплаты. Слишком маленькие, чтобы они могли избежать искушения брать взятки.

Об этом в блоге на сайте Украинской правды рассказал экс-сотрудник патрульной полиции Андрей Кобылинский.

«Уровень денежного обеспечения надо увеличить в Киеве и больших городах до уровня, необходимого для проживания, а не выживания. Иначе мы уже завтра вернемся ко взяткам, или к отрядам самообороны. И я категорически против любого дальнейшего усиления ответственности за вождение в нетрезвом состоянии, если оно не будет сопровождаться повышением социального и денежного обеспечения человека, который оформляет протокол. Понимаете почему? Мне пришлось как-то наблюдать за взволнованным выражением лица напарника, который только что отказался от (взятки) 1500 долларов», - делится экс-патрульный.

Он уточнил: «10000 гривен зарплаты в столице для такой работы - это очень мало. Покупательная способность зарплаты патрульного для Киева в 2017 году - однозначно меньше, чем на старте реформы. Она примерно такая же, как 3500 гривен у ППСников. Как вы думаете, последние жили тогда на одну зарплату?».

Кстати, как выяснил корреспондент ГолосUA, в частности, в Киеве возле станции метро «Выдубичи» были случаи, когда сотрудники патрульно-постовой службы (ППС), которые делали обход территории в униформе, не гнушались брать деньги у распивающих алкоголь в неположенных местах (на остановках общественного транспорта). То есть протокол об административном правонарушении не выписывали, а увидев мужичка, распивающего пиво или что покрепче, подходили и предлагали «мирно решить вопрос».

Однако это уже другая тема, хоть и дополняющая проблему взяточничества в среде правоохранителей.

При этом А. Кобылинский считает, что промахи в работе украинских полицейских как факт нельзя отрицать. Это и неумение обезвредить злоумышленника, и разбитые в результате ДТП автомобили… Однако же, уверяет экс-правоохранитель, блогеры и журналисты, которые пишут об этих промахах, пишут о последствиях условий, в которых работают патрульные. И пишущие не учитывают,  что на каждом таком правоохранителе очень большая физическая нагрузка. Например, малое количество выходных, что не позволяет восстановиться после ряда ночных смен, недоукомплектованные отряды ночных дежурных на дорогах…

Как сообщила корреспонденту ГолосUA на условиях анонимности женщина-сотрудник патрульной полиции, в каждом таком ночном отряде должно быть 3-4 правоохранителя. Однако фактически в таких отрядах обычно два человека. И учитывая дефицит кадров, иногда в такой паре дежурных нет мужчин. «Как бы нас не готовили к такой работе, как бы не тренировали, я, например, не ожидала, что в ночное время патрулировать улицу буду с напарницей вдвоем. Бывают случаи, когда пьяный с ножом, махина под два метра ростом и весом под 130 килограммов, летит на тебя и у тебя выбор: либо прострелить ему ногу, либо убежать, потому что он снесет меня своей массой. А женщина такими пьяными вообще не воспринимается как источник устрашения и тем более как полицейский», - рассказала она.

Она также отметила, что нагрузка на патрульные ночные отряды распределяется неравномерно: «Если отряд патрульных вызван по вызову о вооруженном нападении, стрельбе, они не всегда могут рассчитывать на подкрепление. То есть рассчитывать нужно только на себя и своего напарника».

А факт кадрового дефицита также подтвердило в мае 2017 года руководство Нацполиции: в штате только 80% от необходимого количества сотрудников.

Экс-патрульный А. Кобылинский описал ситуацию так: людей не хватает. «Ранее была проблема с поломанными авто. Сейчас часто исправные «Приусы» не выезжают, потому что некому в них садиться!», - сообщил в блоге он.

По его словам, сотрудники патрульной службы массово увольняются. И не только маленькая зарплата тому причина. Людям банально не хватает времени отдохнуть от работы. По словам А. Кобылинского, руководство замучило патрульных учебными тренировками, которые фактически лишают их выходных дней. Или отправляют на охрану общественного порядка.

И, наконец, то, что соцпакет патрульного, официально оформленного в штат, не позволяет оплатить ему все необходимые лекарства в случае болезни, и услуги врачей, лишь усугубляет финансовую ситуацию правоохранителей. «О социальном пакете лучше промолчать, чтобы не выругаться. Средства на лечение полицейские собирают с миру по нитке с помощью коллег из группы в соцсетях. Хорошо, есть отзывчивые коллеги», - говорит А. Кобылинский.

Общество должно сделать выбор

Экс-сотрудник патрульной службы А. Кобылинский утверждает: в 2017 году украинцы за рулем авто все чаще … предлагают взятки патрульным.

Эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта подтвердил ГолосUA, что нужно рассматривать проблему взяточничества на дорогах не с позиции патрульного, который требует взятку, а с позиции водителя, которому проще заплатить деньги на месте.

«Давайте посмотрим на культуру поведения на дорогах. Ведь патрульный, который при исполнении, понимает риск требования взятки. За это увольняют с конфискацией имущества и иногда с запретом занимать подобные должности в дальнейшем. Я считаю: если патрульный не имеет повода взять деньги на месте без протокола, он не будет этого делать. Поэтому нужно изучить проблему поведения водителей на дорогах. Которые, между прочим, позволяют себе ездить пьяными, под воздействием наркотиков…», - говорит он.

«Общество должно решить, действительно ли нужна ему патрульная полиция, которая не берет взятки. Возможно, все-таки лучше вернуться к ГАИшникам, которые работали не за зарплату. Многие граждане действительно соскучились по чувству страха перед жезлом. И штраф на месте платить удобнее наличными», - комментирует ситуацию А. Кобылинский.

Похоже, вопрос взяточничества на дорогах это не игнорирование буквы закона, а - традиции и необходимость выживания населения, сообщил ГолосUA научный сотрудник лаборатории социальной психологии личности Института социальной и политической психологии НАПН Украины Владимир Савинов.

«Общество, обычные люди, не могут контролировать пьяных мажоров за рулем. Потому что большая часть занята выживанием. А те, кто имеет достаточно средств, склонны поступать так, как это делалось раньше: предлагать взятки. То есть только тем, что есть запрещающий закон вести себя таким образом, ситуацию не исправить. Нужен еще контроль общества – а это подразумевает и воспитание в семье, наставления взрослых, и обучающие программы в школах. Так что в Министерстве образования должны подумать над тем, как внушить школьникам идею культурного поведения на дорогах, не нарушающего законы», - говорит он.

Если этого не сделать, все останется с большой долей вероятности, как есть: водители-правонарушители откупаются взятками, патрульные не могут избежать искушения, а общество слишком занято текущими делами, чтобы решать проблемы государственного масштаба, считает эксперт.

Погода
Погода в Киеве
Погода в Харькове
Погода во Львове

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.