Публикации Общество тарифыпроездкиевтранспортценаберлинамстердамбудапешт

Цена проезда: какими должны быть тарифы на транспорт в Киеве

base article image

С 15 июля в киевском общественном транспорте грядет очередное подорожание: проезд в метро возрастет до 5 гривен, а в наземном транспорте – до 4 гривен. Скачок цен за проезд вызывает негодование населения, поскольку зарплаты людей не растут, но выход из ситуации есть. Голос UA изучил опыт оплаты за проезд в общественном транспорте в нескольких европейских столицах и смоделировал наиболее правильное, на наш взгляд, ценообразование тарифов на проезд в общественном транспорте украинской столицы.

Контролер догонит на улице

Общественный транспорт в Будапеште хоть и не так дорог как в Западной Европе, но все же в разы дороже, чем в Киеве — обычный билет на любой (но один) вид транспорта стоит 370 форинтов (1,2 евро), трансферный (позволяющий одну пересадку) билет — 530 форинтов (1,7 евро). Например, из аэропорта добираться в центр города нужно сначала на автобусе до конечной станции метро, пересаживаетесь на синюю ветку метро и едете прямо до центра. Для этого вам нужно купить именно пересадочный билет (transfer ticket).

Вы также можете купить блок из 10 билетов. Стоит такое удовольствие 3000 форинтов и позволяет вам делать одну поездку днем на время не более 80 минут, а ночью — на время не более 120 минут.

Также для удобства пассажиров есть суточные проездные (1650 форинтов или 160 грн), трехдневные проездные (4150 форинтов, 400 грн) и семидневные проездные (4950 форинтов или 477 грн), которые позволяют пользоваться всеми видами транспорта и ночью и днем, при этом время начала действия билета выбираете вы сами.

Самое важное в отношении транспорта. Купленный билет еще не дает права на проезд. Необходимо перед началом поездки прокомпостировать его в специальном компостере. Это чтобы, например, на выходе из метро контролер не удивил вас, что билет не прокомпостирован, а значит следует заплатить штраф. А контролеры в Будапеште любят иногда выстроиться в ряд уже перед выходом из подземки и проверять всех подряд. Даже если вы уже вышли из перехода, нельзя быть уверенным, что за вами не следует контролер, который видел, как вы выходили из метро, автобуса или трамвая — это его право проверить вас где угодно, если он видел, как вы перед этим ехали в транспорте.

В городе три линии метро, много трамвайных маршрутов, автобусных. Что важно, нормально функционирует система ночных автобусов, поэтому вы сможете добраться домой после ночных гуляний, не прибегая к услугам такси. А еще все более популярным становится передвижение на велосипедах. Однако, эта система работает далеко не так идеально, как, например, в Нидерландах. В самом центре города вы даже увидите специальные дорожки для велотранспорта, но почему-то велосипедистам удобнее ездить по пешеходным дорожкам. На всякий случай коммунальщики на пешеходных дорожках нарисовали знаки, позволяющие одновременно и пешеходам ходить, и велосипедистам ездить. Правда, это ни для одних, ни для других не очень удобно.

Поезд или велосипед

Железная дорога – самый распространенный вид транспорта в Нидерландах. Но и самый дорогой. Конечно, для местных это не проблема. Ведь они покупают специальные проездные, в которых предусмотрены различные скидки для большого количества поездок, но, к примеру, разовый билет из Эйндховена в Роттердам стоит около 17,5 евро, при том, что самолет из Варшавы в Эйндховен – 13 евро!  

Самая известная и распространенная сеть дешевых автобусов на территории Нидерландов – Flixbus. Время отправления не всегда удобное, но, если получается, корректируйте свои планы. Например, можно доехать за 7 евро с человека  на этом автобусе из Роттердама в Амстердам. Но если ехать на поезде, то это обойдется в 19,5 евро с человека.

Еще важная деталь относительно общественного транспорта. В Нидерландах распространено такое явление как транспортная агломерация из-за малого расстояния между городами. К примеру, Роттердам, Делфт и Гаага входят в одну агломерацию, между этими городами ходит метро, на которое цены очень умеренные. К примеру, выгодно купить билет на один день за почти 6 евро и кататься себе вдоволь сколько угодно между городами. Из Роттердама до Гааги через Делфт метро доезжает минут за 25.

Такая же услуга есть и в Амстердаме. Билет на сутки для одного человека стоит 7,5 евро. Это очень удобно, если вам нужно экономить время, но при этом побывать в разных частях города. Правда, в стоимость такого билета не входит катание на катерах и поездах.

В целом плата за проезд в Амстердаме довольно проста: одноразовый билет в одном (трамвае, автобусе или метро) виде транспорта — 2,9 евро, уже упоминаемый выше суточный билет на все виды транспорта — 7,5 евро, билет на два дня (48 часов) — 12,5 евро, на три дня — 17 евро, на 4 дня — 21,5 евро, на 5 дней — 26,5 евро, на 6 дней — 30 евро, на неделю (168 часов) — 33 евро.

Особенностью пользования билетом в Амстердаме и любом другом городе Нидерландов является необходимость при каждой поездке на входе и выходе делать чек-ин и чек-аут, иначе можно получить штраф.

Также в Амстердаме, к примеру, продают особые туристические билеты (travel ticket), позволяющие экономить на посещении музеев и архитектурных памяток — часто в такие билеты входит и бесплатный проезд на общественном транспорте или одном из его видов.

При этом главным транспортом в Нидерландах остается велосипед. Нужно быть очень осторожным, если решили взять на прокат велосипед. Здесь ездят по правилам и довольно быстро, так что не исключено, что вас могут подгонять и выражать недовольство неумелому вождению, хоть голландцы в большинстве своем уважительные и уравновешенные люди.

Транспорт – для людей

Общественный транспорт Берлина также очень комфортен — в первую очередь благодаря невероятному разветвлению. Так, частью городской транспортной сети являются линии, ведущие даже в соседние города, например, Потсдам. Станций – неимоверное количество, состав перемещается довольно быстро, поезда приезжают довольно часто. Самое главное: метро действует круглосуточно!

Важно знать, что основные виды местного рельсового транспорта – это: U-Bahn (собственно, метро, подземка), S-Bahn (что-то сродни городской электричке или наземному метро) и DB (собственно, железная дорога).

Также важно знать, что в Берлине – три транспортные зоны. А (сюда входит центральная часть города, но без круговой линии), В (остальная часть города до пригорода), С (пригород и некоторые соседние города). Билеты в основном продаются в зону/зоны A, BC, ABC. Стоимость билета в зависимости от зоны/зон, естественнно, разнится.

Также важно знать, что в Берлине – три транспортные зоны. А (сюда входит центральная часть города, но без круговой линии), В (остальная часть города до пригорода), С (пригород и некоторые соседние города). Билеты в основном продаются в зону/зоны A, BC, ABC. Стоимость билета в зависимости от зоны/зон, естественнно, разнится.

При покупке билетов в автомате в первый раз может вскружить голову, но важно знать несколько самых важных для туриста позиций.

1. Билет для проезда на ближайшие три станции –  в зонах АB стоит 1,7 евро.

2. Билет на одну поездку (только в одном направлении, но с любым количеством пересадок на протяжении двух часов) в зонах АВ – 2,8 евро.

3. Билет на 4 поездки, каждая из которых продолжается не больше двух часов – для зон АВ – 9 евро.

4. Суточный билет для тех, кому нужно очень много поездок совершить на протяжении суток (примечательно, что во сколько бы вы не купили билет, действует он до 03:00 утра следующего дня) – для зон АВ – 7 евро, для зон АВС — 7,7 евро.

Очень важно: не пытайтесь судорожно рыскать в поиске автомата на самой станции – часто автоматы расположены на перроне, куда вы можете зайти без проблем, не так как у нас, но после покупки билета обязательно закомпостируйте его в маленьких компостерах, находящихся рядом с билетоматами.

Контролеры в берлинском метро, как киевские в автобусах/троллейбусах — могут зайти на любой станции и испросить билетик.

В берлинском транспорте вы практически не можете запутаться, поскольку по несекольку раз вам встречаются указатели линий метро, станций. На висящих повсюду картах города и картах метро вы обязательно можете найти все необходимые маршруты и станции метро возле тех мест, где вам нужно выйти.

Интересный факт: вы нигде не найдете, как в других европейских городах, бесплатной карты города (платную можно купить практически, где угодно за 3-5 евро), однако повсюду бесплатно раздают карту городского транспорта. В Берлине настолько много станций общественного транспорта, что карту транспорта практически можно использовать как карту города.

Также в Берлине популярны экологические виды транспорта, особенно, велосипед. На удивление, для велосипедистов в городе меньше удобств, чем, скажем, в Копенгагене или Амстердаме. Возможно, это связано с архитектурными особенностями города. Однако, в некоторых районах строят даже "велосипедные магистрали", по которым по прямой и на хорошей скорости можно добираться практически до центра. Аренда велоспиеда туристу обойдеться недешево - 15-20 евро за сутки. Билет на все виды общественного транспорта - более чем в два раза дешевле. Так что велосипедный Берлин - это для истинных фанатиков этого вида транспорта. 

Дифференцированная цена

Исходя из вышеизложенного приходим к выводу, что фиксированная цена за проезд – это не только не практично само по себе, но и несет материальную невыгоду, как для того, кто предоставляет услугу, так и для пользователя. Более того, у людей возникает справедливое возмущение: зачем я должен переплачивать за то, чтобы проехать всего несколько станций, когда кто-то едет из одной части города в другую за те же деньги. Поэтому в Киеве необходимо ввести дифференцированную плату за проезд. Это значит, что, во-первых, должны быть разные тарифы на один вид транспорта в зависимости от времени и дальности поездки, во-вторых, нужно разработать специальные общие билеты для путешествия на разных видах транспорта в одно время, а в-третьих, нужно разработать специальные проездные на все виды транспорта на один день, на несколько дней, на неделю и на месяц. Возможно, есть также смысл в разделении города на транспортные зоны, но мы опустим этот пункт в наших предложениях. Итак, смоделируем тарифы.

Самый простой проезд (3-5 станций метро без права пересадки или в любом наземном виде транспорта) – 1,5 гривны.

Одноразовый проезд по времени на 2 часа (с пересадками и без, но только в одну сторону в одном виде наземного транспорта или метро) – 4 гривны.

Проезд по времени на 2 часа (в одном виде транспорта с пересадками и без, во все стороны, то есть, доехав до конечной, можно ехать в обратном направлении, при этом выходить из транспорта и входить обратно, но только на протяжении двух часов) – 5 гривен.

4 проезда (как в пункте 3) в одном билете (каждая поездка на один вид транспорта) – 17 гривен.

Проезд на 1+1 вид транспорта (метро+автобус, метро+трамвай, троллейбус+автобус и т.п.) – 6 гривен.

Проезд 1+2 вида транспорта (как в пункте 5, но плюс еще один транспорт) – 9 грн.

Абонемент на весь день на один вид транспорта – 30 гривен.

Абонемент на один день на все виды транспорта – 50 гривен.

Проездной на все виды транспорта на три дня – 130 гривен.

Проездной на все виды транспорта на неделю – 250 грн

Проездной на все виды транспорта на месяц – 700 гривен.

Также важно учесть и такие комбинации, как городской транспорт+пригородный:

Трансфер из аэропорта «Борисполь»+1 вид транспорта до центра города – 40-50 гривен.

Пригородный автобус или электричка+1 вид транспорта до центра города – 10 гривен.

Можно добавлять еще множество разных вариантов в зависимости от изменений в транспортной инфраструктуре города, но важно отметить одно необходимое изменение, без которого общественный транспорт Киева обречен называться убогим и неполноценным, а именно – запрет маршруток. Это существенно облегчит само движение по киевским дорогам, а главное – улучшит сферу обслуживания. Общественный транспорт должен быть полностью муниципальным, никаких частных перевозчиков быть не должно, чтобы стандарты обслуживания пассажиров, подвижного состава и в целом развития инфраструктуры были одинаковыми.

Ну и напоследок. Исходя их необходимости думать о завтрашнем дне и уже сегодня беречь природу и улучшать экологическую ситуацию, в Киеве просто необходимо развивать велосипедную инфраструктуру. Перенасыщение автотранспортом города превращает его в один напряженный нервный организм, готовый взорваться в любую минуту. Безусловно, кто-то скажет, что строившие Киев архитекторы не предусмотрели место для велодорожек, и сегодня нереально найти место для велотранспорта, а реконструкция будет стоить огромные суммы. Но, поверьте, В Амстердаме, Берлине, Будапеште, тоже не было места для велосипедов, однако, начав с малого, постепенно появлялась целая инфраструктура. Главное — начать.

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.