Публикации Экономика киевтеплосетькиевэнерго

Столица без «Киевэнерго»: Кто станет новым управленцем теплосетей

base article image

Власти Киева решили распрощаться с компанией «Киевэнерго», которая с 2001 года управляла объектами теплообеспечения столицы. Ожидается, что по завершении отопительного сезона 2017/2018 на смену структуре Рината Ахметова придет муниципальный оператор, а после иностранная компания. По крайне мере на это рассчитывают в мэрии…

В конце июня Киевсовет проголосовал за продления соглашения с «Киевэнерго» относительно управления активами энергокомплекса столицы. Договор со сроком действия до 31 декабря 2017 года пролонгирован до 27 апреля 2018 года, а дальше, как говорится, «развод и девичья фамилия».

Решение о продлении договора было принято, чтобы избежать ЧП и внештатных ситуаций во время будущего осенне-зимнего периода, пояснил  заместитель главы КГГА Петр Пантелеев.  

Перечень объектов теплообеспечения столицы, которые находятся в хозяйственном ведении «Киевэнерго», включает ТЭЦ 5 и ТЭЦ 6, 15 больших районных котельных и около 200 маленьких, мусоросжигательный завод «Энергия», а также 2,6 тыс. км теплосетей (в двухтрубном измерении). В целом, если быть точным, речь идет о 90 тыс. объектах. Все это имущество ждет инвентаризация и последующий возврат городской общине. Правда, этот процесс займет не один месяц.

«Дальнейшее промедление в принятии этого решения – точно не в пользу Киева, не в пользу городской общины. Мы тогда будем иметь дополнительные технические и финансовые риски», – сказал в июне П. Пантелеев.

По его словам, столица будет перенимать на себя функцию менеджмента сетями, а дебиторская и кредиторская задолженность, согласно действующему законодательству, ляжет на собственника имущества, то есть на Киев. 

«Как бы сложно не было, но мы сможем справиться со всеми вызовами. Я вижу в этом выход и перспективу для теплоэнергетики Киева. Тем более управлять таким комплексом нужно с государственной и городской позиции. Бизнеса в этом вопросе нет, а больше головная боль. Город должен подготовить свою позицию в переговорном процессе с возможными партнерами, так как сейчас у нас позиция «спасайте, кто может», что не выгодно для столичной общины. Уже после принятия взвешенного решения, можно рассматривать варианты о концессии или государственно-приватном партнерстве», - заявил чиновник.

К слову, решение Киевсовета не стоит воспринимать как полный разрыв с «Киевэнерго», ведь компания еще заведует электросетями, кабельным фондом, подстанциями и проч. То есть, компания продолжит работать в «электрическом» направлении. Более того, смена оператора может подразумевать новую компанию лишь на рынке транспортировки  тепла, но не генерации и поставки. То есть, вариантов функционирования теплоэнергетического комплекса столицы после «Киевэнерго» может быть в перспективе множество.

Директор Института города Александр Сергиенко говорит, что столичной власти следовало бы давно разорвать договор с «Киевэнерго», поскольку компания не выполняла своих обязательств.

«До 2001 года, когда компания «Киевэнерго» взяла на себя управление комплексом теплообеспечения Киева, прекрасно работало коммунальное предприятие, которое управляло деятельностью 15 районных котельных, и было отдельное предприятие теплосетей. В соответствии с договором  предполагалось, что прибыль  «Киевэнерго» будет вкладываться в модернизацию теплового хозяйства Киева. Однако мы видим, что в течение 16 лет этого не происходило. Были только ремонты порванных сетей или перекладка совсем старых. Показательно перекладывали по нескольку километров сетей в год. Результат - увеличение количества ремонтов. Поэтому нет никакой трагедии, что город заберет сети», - считает эксперт.

В свою очередь в компании ДТЭК Рината Ахметова, которая владеет 72,3% акций «Киевэнерго», причиной всех бед назвали отсутствие стимулирующего тарифообразования в производстве и транспортировке тепла, и рост неплатежей среди населения и бюджетных организаций.  Именно они, по мнению представителей ДТЭК, сдерживают развитие теплового хозяйства столицы и препятствуют эффективному менеджменту сетей.

Напомним, сегодня 65% столичных теплосетей и сетей ГВС исчерпало свой 25-летний нормативный ресурс и требуют замены. Чтобы оперативно и полностью обновить трубное хозяйство нужны инвестиции в размере более 1,3 млрд долларов и темп перекладки труб на уровне 400 км в год. При скорости модернизации теплосетей, которую мы наблюдали в течение последних лет (40-50 км), полного обновления сетей  можно ожидать около 50 лет, что звучит, согласитесь, пугающе и столичные власти не стали молчать.  

Желание разорвать отношения с «Киевэнерго»  в КГГА озвучили еще в прошлом году, а в начале 2017 года мэр Киева Виталий Кличко заявил, что «Киевэнерго» плохой управленец, и городские власти видят в качестве нового оператора тепловых сетей столицы либо муниципальное предприятие, либо международную компанию, которая вооружится принципами энергоэффективности и будет ориентироваться на снижение тарифов.   

После, в июне, стало известно, что КГГА ведет переговоры с Fortum Corporation (Финляндия) и Veolia Environnement (Франция) о передаче им в управление сетей города. В свою очередь в «Киевэнерго» уже заявили, что будут участвовать в ожидаемом конкурсе по выбору управленца сетей.

«Киевэнерго» будет работать. Есть блок электрических сетей, электроснабжения в полном объеме города Киева, это огромная деятельность. Я уверен в том, что самый правильный             вариант в дальнейшем, это разработка концессионных четких условий со взаимными правами и обязанностями, проведение конкурса. «Киевэнерго» будет участвовать в этом конкурсе, и может быть само, может быть с какими-то  зарубежными партнерами.  И я думаю, что у «Киевэнерго» есть достаточно преимуществ для того, чтобы выиграть этот конкурс, потому что единый энергетический комплекс, он осмыслен, спроектирован, построен и введен в эксплуатацию, и эксплуатируется 70 лет как единое целое», - заявил в эфире «Голос столицы» председатель наблюдательного совета «Киевэнерго» Иван Плачков.

Как бы то ни было, сегодня, как говорят эксперты,  для прихода в столицу зарубежного оператора существуют серьезные риски и барьеры.

К примеру, новому управленцу, если он придет в Киев, нужно будет мириться с украинской спецификой, выраженной большой долей субсидий и льгот в системе расчетов за поставки тепла (более 50%). Эти формы помощи, напомним, чаще всего компенсируются за счет клиринга, а не «живых» денег, что будет создавать трудности для оператора.

Другим препятствием станет существующая монополия НАК «Нафтогаз» на рынке поставок газа. Кроме того, препоной для зарубежной компании станет регуляторная среда, содержание которой ограничивает инвестиционную составляющую тарифа. Помимо всего, генерирующие мощности на ТЭЦ частично находятся в собственности «Киевэнерго», и это еще один из основных барьеров.

 «Будут серьезные препоны при смене оператора. К тому же иностранный оператор не будет привлекать всех своих сотрудников, а возьмет разве что топ-менеджмент и будет нанимать действующих сотрудников. Возникает вопрос: как будут оформляться трудовые отношения. И это один из моментов, который позволит сопротивляться «Киевэнерго». Есть еще вопросы -  формирование системы биллинга( оплаты абонентами за услугу- прим. Ред.), кредитная история. Это будет достаточно не просто делать. Поэтому я бы начал с муниципального оператора», - добавляет энергетический эксперт  Сергей Дяченко.

Он также не исключил, что новый оператор может поставить вопрос о повышении тарифов на тепло, аргументируя это плохим состоянием сетей.

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.