Интервью uncategory минздравмедицинареформа

О. Скорина: «Нынешние достижения Минздрава отбросили Украину на 15 лет назад»

base article image

Недавно руководитель программ человеческого развития Всемирного банка Фон Зао заявил, что Украина тратит на медицину значительно больше, чем любая страна с аналогичным уровнем доходов - 4% ВВП. При этом качество услуг остается низким. Такое заявление прозвучало в период, когда украинский Минздрав активно пытается протолкнуть свою непонятную реформу, а вся медицинская общественность блокирует эти попытки с помощью протестов. ГолосUA спросил эксперта Совета защиты прав и безопасности пациентов Ольгу Скорину, с чем связано заявление Всемирного банка и есть ли у Украины шанс на то, чтобы исправить ситуацию в ближайшем будущем?

- Ольга, насколько, по вашему мнению, это заявление объективно или же оно преследовало скорее политические цели?

- Это не только оценка Всемирного банка, но и наши отечественные эксперты давно твердят о том, что деньги тратятся неэффективно. А в частности, это заявление основано на том, что Украина не выполняет международные обязательства. В постановлениях парламента, который рассматривал специально несколько лет тому назад эти вопросы, был четко прописан план действий для Кабмина по выполнению международных обязательств, в том числе, по ассоциации с Евросоюзом. Важнейшие из этих положений не выполнены. В частности, не утверждена в установленном порядке концепция, стратегия развития здравоохранения, не понятно, какую модель здравоохранения у нас строят. А отчеты, которые мы сегодня слышим от представителей Минздрава или правительства, ни на чем не основаны – нет ни статистических данных, ни предварительного анализа на момент старта реформ, нет понимания, когда она завершится, каких результатов должна достичь, что получат люди.

- В парламенте идут жесткие дискуссии по поводу реформы, предложенной Минздравом. Возможно ли какое-то консолидированное решение по медицинской реформе?

- Его не может быть, в силу того, что у Минздрава отсутствует диалог с большинством профессионалов, экспертов в сфере управления и здравоохранения. На сегодняшний день Минздрав сформировал свой пул экспертов, с которыми общается, и из-за этого в обществе назревает недовольство, поскольку многие достижения – в частности, работа экспертных групп, которая финансировалась и Европейским Союзом в том числе, она сегодня не учитывается. И отечественные эксперты, которые принимали участие в разработке стандартов лечения, внедрении европейских, американских протоколов, они говорят сегодня о том, что по некоторым сферам Украина откатилась назад лет на 15 – в связи с теми так называемыми достижениями, которые демонстрирует сегодня Минздрав.

- Руководитель Минздрава Ульяна Супрун обвиняет профильный комитет Рады, лично Богомолец, в том, что реформа не реализуется…

- Обвинить легче всего. У комитета свои цели и задачи, у Кабмина – свои. Когда писалась наша Конституция, ее писали суперпрофессионалы, эти людей болели за то, чтобы государство было независимым, и в принципах была заложена система сдержек и противовесов. Она внедрялась в нашу правовую систему для того чтобы все ветви власти между собой общались и находили какой-то компромисс, принимали взвешенное решение, поэтому обвинения и нужно понять, услышать, что хочет, что предлагает законодательная ветвь власти. Потому что их предложения – это не голословные заявления, это колоссальная работа экспертов, работа парламентариев, комитетов, подкомитетов, людей, которые строили государство, людей, которые вкладывали в нормативные документы, в систему, свои знания, силы, опыт. А отсутствие диалога и привело к той ситуации, которая существует на сегодняшний день.

- В чьих интересах работает Супрун?

- Мне хотелось бы верить, что в интересах общества. По крайней мере, к этому ее обязывает Конституция. Для этого обязательно необходимо налаживать диалог с законодательной веткой власти, с экспертами, которые многолетним своим трудом подтвердили европейский вектор развития. И нужно учитывать то, что они достигли на сегодняшний момент в разработке нормативных документов, в том числе, в видении концепции развития, в модернизации системы, потому что сегодня мы не можем говорить о реформе, потому что реформа подразумевает два документа – это концепция и стратегия, утвержденная в установленном законом порядке. На сегодняшний день этих документов нет, а есть документы, которые внесли изменения в систему финансирования, но этого не достаточно, чтобы говорить о реформе. Понятие реформы шире, и чтобы говорить о ней, нужно понимать, что мы строим, какую систему здравоохранения – ведь их не так много в мире, на пальцах одной руки можно пересчитать, и нового мы ничего не изобретем. Поэтому нужно понимать, куда мы движемся, утвердить это в установленном законом порядке, не нарушать основной закон и законодательство – я так понимаю, этого и хочет парламент, в частности профильный комитет – и двигаться дальше. Я думаю, если будет найден диалог по этим пунктам, то будет движение вперед, а пока это топтание на месте и перетягивание каната.

- Каких шагов по реформированию отрасли можно ожидать от Минздрава, от правительства?

- Можем ожидать только ухудшения доступности и качества медицинской помощи – в общем и целом, потому что на местах органы местной власти стараются поддерживать какую-то ситуацию стабильную в сфере здравоохранения, но это невозможно без надлежащей государственной политики. Поэтому, конечно, такое положение дел, как сегодня, не содействует развитию медицины и созданию качественной медицинской помощи. Все прогнозы и заявления чиновников ни на чем не основаны: органы государственной власти обязаны фиксировать свои дальнейшие шаги на бумаге, для того чтобы можно было обеспечить четкое понимание тех целей и задач, которые ставит перед собой Министерство здравоохранения – для того чтобы общество могло с ними ознакомиться, внести свои правки и предложения.

Мы можем прогнозировать, но реально не понимаем, куда мы движемся, потому что колоссальные средства тратятся на пиар-компанию Минздрава, красивые графики, картинки, схемы, презентации, но это не государственный документ. У нас есть номенклатура документов, у нас есть стандарты написания документов, причем расписанные в деталях, каким образом каждый из издаваемых министерством документов программного характера, в том числе, должен выглядеть. Даже очень красивая и правильная инфографика не может считаться вектором, планом, потому что это информационный буклет, но не документ государственного органа власти.

- Стоит ли ожидать, что больницы будут закрываться и дальше или же ситуация как-то стабилизируется, заморозится?

- Я вам не готова сказать, потому что на сегодняшний день это сплошные какие-то эксперименты. На сегодняшний день нет научного или хотя бы около научного обоснования того, что это к чему-то хорошему приведет – закрытие  медицинских учреждений в том числе. Сегодня в Минздраве вообще происходят какие-то хаотические экспериментальные действия, и неизвестно, чем это обернется. Однозначно, ничем хорошим.

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.