Интервью uncategory театрреформаподолсезонкомандафильмактерактрисакастингстас жирковзолотые ворота

С. Жирков: «В Германии половина театров очень похожа на здание театра на Подоле»

base article image

Украина почти  «утонула» в реформах и переименованиях всего и вся. Так, уже больше года в стране продолжается так называемая  «театральная реформа». Что-то и кому-то удалось реорганизовывать и преобразовать. Одним из таких новаторов стал театральный режиссер нового поколения Стас Жирков. Пару лет назад он вытащил «из небытия» театр «Золотые Ворота» и достаточно быстро сделал его популярным. Этот талантливый режиссер ставит пьесы современных украинских драматургов и  иногда говорит очень уж радикальные вещи. О своем видении театральной  реформы, о родном театре и отношении  к  скандалу вокруг театра на Подоле, Стас Жирков рассказал в интервью корреспонденту ГолосUA.

- Стас, уже больше года в стране продолжается так называемая «театральная реформа». Что, на ваш взгляд, нужно менять в украинском театре в первую очередь?

- Я говорил и говорю: нашей стране нужны системные изменения. И речь не только, а точнее, не столько о театре, речь об управлении в целом. Ведь зачастую любое предприятие, будь то театр, школу или завод рассматривают с точки зрения: «А что я с этого «поимею?» А эффективных руководителей, так называемых государственных топ-менеджеров, у нас мало. И даже если они есть - доверяют им иногда тогда, когда им уже ничего не надо. Поэтому театр тут - не исключение. Считал и считаю, что молодое поколение должно возглавлять большие театры. Это не панацея. Мы все разные. Но мы требуем своего шанса. Посмотрите, как «горит жизнь» в театрах, где за последние 10 лет руководители поменялись, и эти руководители - условно возраста 30-45. Это же круто. Так чего мы ждем?! 

- Чем  вы будете удивлять зрителя в новом сезоне?

- Для нас следующий сезон будет четвертым. Этот сезон - переломный. В нем мы окончательно покажем «свое лицо» и наш вектор. Вектор был изначально - молодая режиссура, но со следующего сезона это будет еще более «социально важно». Следующий сезон - международный сезон. Только иностранные режиссеры. Франция, Германия, Беларусь, Грузия, Польша. Ну и я сделаю один спектакль. Начинаем 5-6 сентября с премьеры француза Жюля Одри, в которой почти весь мужской состав театра, а значит - будет жарко. В этом проекте нам очень помогает Французский институт, за что огромное спасибо и респект. Вслед за Жюлем приедет очень классный белорус - Юра Диваков. Он сделает что-то очень интересное и «синтетическое» - будут куклы, песни, танцы. Режиссер очень драйвовый. Об остальном - расскажем ближе к сезону. Мы все знаем, но хотим сохранить интригу.

- Недавно вы поставили в Германии новую версию «Украденного Счастья» - «Чому не вижив Михайло Гурман». Какие там условия работы? Что бы можно было использовать для украинского опыта? Появится ли этот спектакль в репертуарной афише «Золотых Ворот»?

- Это был мой второй опыт работы в Германии, и он не последний. Я поставил себе цель - минимум один спектакль в Европе в сезон. Думаю, это реально. Нет, знаю, что это реально. Опыт этот для меня - формирующий. Я многое поменял в себе и в отношении к театру. Для меня это очень важно - спектакль получил высокую оценку немецких критиков, и поверьте, это было очень не просто. Что будет дальше со спектаклем - я думаю. Он делался и игрался в Магдебурге, затем был мини-тур - Запорожье, Львов, Киев. Дальше – посмотрим.

- В вашем театре служат очень популярные, талантливые молодые актеры - Виталина Библив, Алексей Нагрудный, Дмитрий Олейник. Как удержать их в гостеатре скромными зарплатами, если не всегда есть сериалы?

- А я их сам на кастинги отправляю. Я так радуюсь за них. Тем более что они не только в сериалах, но и в серьезных фильмах снимаются. Они молодцы - все успевают. Я люблю актеров - они «легкие театра» - то, чем театр дышит. А если дышит – живет.

- Критики называют одним из главных событий столичного сезона ваш спектакль в Молодом Театре – «Август. Графство Оссейдж». Расскажите, как работалось с актерами этого проекта - Кистень, Вертинским, Дроботом, Клениной? Будет ли спектакль выдвинут на «Пектораль»?

- Это для меня очень важный опыт. Такая команда! Не команда - мечта. Я рад, что у нас сложилась команда, рад что в жестком графике актеров нашлось время оставить все и отдаться этому спектаклю, непростому и напористому, забирающему много сил. Конечно, я хотел бы, чтобы спектакль был выдвинут «Пектораль», но это не мне решать. Есть Андрей Федорович Билоус - директор и худрук Молодого театра. Он решает. Но я считаю, что и спектакль в целом, и Наталья Кленина, и Алексей Вертинский, и Катерина Кистень - реальные претенденты на награду. Хочу, чтобы это случилось. Но, повторю, решать не мне.

- Как вы относитесь к скандалу вокруг здания театра на Подоле? Кто там прав, кто виноват?

- Полностью поддерживаю Виталия Ефимовича, театр и Департамент культуры.

Был в Германии, там половина театров очень похожа на это здание. Я  считаю, что людям надо дать нормально работать, а не «ерундой страдать».

- У вас уже есть свои ученики. Несколько слов о первых шагах совсем молодых режиссеров, которые ставят у вас и в других театрах…

- Да, есть. И это тоже для меня новый опыт. Хотел бы выделить Татьяну Губрий, Даяну Зиму и Ирину Шимоняк. Все они бывшие студентки Андрея Федоровича Билоуса и мои. Я - второй педагог на курсе. Все трое со второго курса - работают в «Золотых Воротах». Они - основа этого театра, те, на кого я могу положиться. Дети мои, короче. Талантливые дети - у всех уже есть премьеры в киевских театрах, которые успешно идут, ездят на фестивали. У всех троих - предложения от разных театров, из разных городов. Горжусь ими и люблю.

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.