Интервью uncategory укрзализныцяреформаинфраструктурапоезд

Р. Бортник: «Если не реформировать «Укрзализныцю», от нее останется лишь разрушенная инфраструктура»

base article image

Накануне в Европейском инвестиционном банке заявили о предоставлении «Укрзализныце» 100 млн евро кредита, если предприятие выполнит ряд обязательств. Речь идет о завершении реформ отрасти в целом, об открытом международном тендере по закупке новых электропоездов, а также о предоставлении гарантий, что кредит будет возвращен. Что нужно предпринимать в первую очередь, и почему успех «Укрзализныци» должен быть одним из приоритетов государственных реформ, ГолоcUA разузнал у политолога Руслана Бортника.

- Руслан, чем для Владимира Омеляна была выгодна отставка Войцеха Балчуна?

- Министр инфраструктуры, вероятнее всего, просто хотел назначить на должность главы правления «Укрзализныци» своего руководителя, который смог бы контролировать от его имени финансовые потоки. Балчуна обвиняли, что он якобы отказался от поставки железнодорожных креплений компании «Механика», из-за чего и возник конфликт. Он просто отказался дальше работать с этой фирмой и все. Хотя любопытным является и тот факт, что изначально Войцеха Балчуна на эту должность в «Укрзализныце» предложил сам Владимир Омелян, это его кандидатура.

- Как вы считаете, какая самая главная проблема «Укрзализныци» в данный момент?

- «Укрзализныця» сегодня «тонет» в кредитах. Она набрала достаточно кредитов, как частных, так и государственных. Подобные методы часто используются при скрытых схемах приватизации. Мы это увидели на примере многих предприятий, в том числе и на примере ОПЗ. Этот процесс работает таким образом, что когда предприятию выдают определенное количество кредитов, со временем оно не может их обслуживать и приходится рассчитываться своими активами, лицензиями, – чем угодно. Часто подобные схемы являются способом обеспечения контроля над предприятием. В самых жестких случаях – рейдерский захват предприятий.

- Учитывая неблагоприятные кредитные условия, почему Европейский инвестиционный банк готов выделить средства на развитие предприятия?

- Европейскому банку это нужно для того чтобы обеспечить присутствие западных интересов, в частности интересов ЕС, при последующем реформировании предприятия «Укрзализныця».

- Как вы считаете, чего добивалось руководство «Укрзализныци»?

- Хотело разделить «движения». То есть всю ту инфраструктуру, в которую нужно инвестировать деньги, оставить государству, а все то, что приносит прибыль, в частности, пассажирские и грузовые перевозки, - отдать коммерческим субъектам. То есть цель всего этого процесса разъединения в том, что коммерческие субъекты будут получать оттуда деньги, а государство останется с разрушенной старой инфраструктурой.

- Что, в таком случае, нужно предпринять, чтобы не допустить «падения» такой масштабной структуры?

- Действительно, в свое время «Укрзализныця» была неким «монстром», это первая национальная украинская корпорация, которая могла сделать что угодно. Начиная от строительства мостов, заканчивая любым другим инфраструктурным проектом. Но сегодня, прежде всего, нужно провести антикоррупционный аудит. Это стоит сделать в первую очередь для того, чтобы оторвать от этого предприятия всех коррупционных субъектов, которые продолжают выкачивать из этой отрасли деньги и контролировать все денежные потоки, грузовые потоки и все обеспечение «Укрзализныци».

- А каким должно быть переформатирование «Укрзализныци»?

- Нужно обеспечить перевоплощение «Укрзализныци» в большую государственную корпорацию с чиновником, которого бы избирал Кабмин на определенный срок. Стоит отметить, что само государство по крупицам теряло контроль над этой структурой. Нужно избрать стоящее руководство и обеспечить серьезный контроль этой структуры со стороны государства. Ну и, конечно же, необходима государственная поддержка в плане развития на базе «Укрзализныци» всех международных транспортных коридоров, в частности китайского коридора, а также учесть и транзитную роль нашего государства.

- Иными словами, «Укрзализныцю» нужно грамотно реорганизовать, чтобы государство ощутило на себе ее прибыльность...

- Верно. «Укрзализныця» - прибыльное предприятие. Поэтому нельзя продавать или отдавать то, что является прибыльным и несет «золотые яйца». Конечно, если говорить о деталях, о недоработках, то их очень много. Существует множество махинаций с банковскими кредитами, махинаций в плане сдачи подвижного состава в аренду частным фигурам. Опять-таки, нужна серьезная антикоррупционная экспертиза. Сегодня эта структура напоминает какой-то старый дуб, который весь оброс всякими наростами, и который действительно необходимо качественно почистить и привести в порядок. Нужно осознавать, что это компания, которая может быть локомотивом для экономического становления нашего государства.

- Вероятно, как и авиационная отрасль...

- С авиацией все намного сложнее. Можно даже сказать, что об авиационных технологиях стоит забыть. Технологии уже утеряны, предприятия не функционируют, средства не вкладываются. А с железнодорожным транспортом еще можно все наладить и сделать так, чтобы эта отрасль действительно приносила прибыть и функционировала на благо государства. Это реально...

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.