Новости Политика бюджеткомитетыпарламент расходыраданардепминфинкабминдорогиобразованиездравоохранениеордлосубвенциижильестроительство

Как бюджетный комитет парламента в ручном режиме распределяет половину государственных расходов (ТАБЛИЦА)

base article image

Многим кажется, что основные решения в сфере государственного бюджета принимаются на пленарных заседаниях парламента. Это не так. Мощным игроком в сфере распределения государственных средств является бюджетный комитет Верховной Рады. Он самостоятельно ворочает миллиардами гривен, имея для этого все законные основания.

За текущий неполный год комитет по вопросам бюджета поставил свою визу под распределением 346 млрд грн государственных расходов, без всякого голосования в сессионном зале. Для понимания масштаба – все расходы бюджета на 2017 год составляют 841 млрд грн. И еще осень впереди.

Широкие полномочия  комитета по вопросам бюджета закреплены в Бюджетном кодексе Украины и ежегодно закрепляются законом о государственном бюджете на текущий год.

Для того чтобы разобраться, какие именно вопросы решались в этом году относительно узкой группой лиц-членов комитета, мы изучили протоколы комитета с начала 2017 года.

Что успели поделить за полгода

Для анализа были взяты все текущие протоколы заседаний бюджетного комитета с начала года и до закрытия парламентской сессии летом.

Непосредственно всю техническую работу по составлению сопутствующих документов и смет готовит Министерство финансов или областные администрации, сам комитет только «дает добро».

Решения бюджетного комитета Верховной Рады Украины по распределению средств государственного бюджета в 2017 году (шестая сессия)

Сфера

Конкретное направление распределения денежных средств

Сумма, млн грн

Дорожное строительство

Николаевская область, согласование финансирования дорожных работ

448

Херсонская область, согласование финансирования дорожных работ

21,86

Черновицкая область, согласование финансирования дорожных работ

289,55

Луганская область, согласование финансирования дорожных работ

32,6

Кировоградская область, согласование финансирования дорожных работ

215,4

Полтавская область, согласование финансирования дорожных работ

300

Тернопольская область, согласование финансирования дорожных работ

93

Сумская область, согласование финансирования дорожных работ

700

Харьковская область, согласование финансирования дорожных работ

226,3

Запорожская область, согласование финансирования дорожных работ

470

Киевская область, согласование финансирования дорожных работ

2300

Винницкая область, согласование финансирования дорожных работ

246,8

Львовская область, согласование финансирования дорожных работ

1500

Черкасская область, согласование финансирования дорожных работ

645,7

Черновицкая область, согласование финансирования дорожных работ

392,2

Хмельницкая область, согласование финансирования дорожных работ

225

Днепропетровская область, согласование финансирования дорожных работ

251

Киев, согласование финансирования дорожных работ

809

Закарпатская область, согласование финансирования дорожных работ

800

Донецкая область, согласование финансирования дорожных работ

514,8

Ивано-Франковская область, согласование финансирования дорожных работ

900

Черновицкая область, согласование финансирования дорожных работ

289,5

Распределение средств на дороги государственного значения

3734

Распределение средств на дороги государственного значения

6591

Строительство и покупка жилья

Распределение трансфертов местным бюджетам на выплату денежной компенсации за жилье для семей погибших лиц, инвалидов, ветеранов АТО

205

Распределение средств для покупки жилья военнослужащим на вторичном рынке

231,5

Распределение средств на строительство и покупку жилья военнослужащих Нацгвардии

200

распределение субвенций между местными бюджетами для инвалидов и ветеранов АТО (жилье)

7

Распределение средств на строительство и покупку жилья военнослужащих ВСУ

751

Оборона

перераспределение бюджетных средств со статьи "обеспечение деятельности ВСУ и подготовка войск" на статью "Подготовка военных специалистов в вузах"

254,9

Перераспределение расходов Минобороны

430

Распределение средств по программе развития  вооружения и военной техники

6471

Субвенции регионам

Распределение средств государственного фонда регионального развития по административно-территориальным единицам и инвестиционным программам и проектам регионального развития

765,9

Распределение между бюджетами объединенных территориальных громад субвенций на формирование инфраструктуры

1500

Распределение субвенций между областями (общий фонд)

1048

Распределение субвенции на субсидии ЖКХ между местными бюджетами

5000

Субвенция для социально экономического развития регионов

4000

Распределение средств на социально-экономическое развитие территорий

181

Средства для ОРДЛО

Распределение средств предназначенных для временно оккупированных территорий (Донецкая область)

310

Распределение средств предназначенных для временно оккупированных территорий (Луганская область)

92,3

Распределение средств в рамках кредитной программы "восстановления Украины" для восточных областей

667,7

Распределение средств предназначенных для временно оккупированных территорий (Донецкая область)

136

Распределение средств предназначенных для временно оккупированных территорий (Луганская область)

1029

Здравоохранение

Уменьшение финансирования строительства Каневской ГАЕС, а также некоторых расходов территориальных громад и одновременное увеличение финансирования местных бюджетов в сфере здравоохранения

747

Образование

Распределение средств на модернизацию профессиональных училищ

500

Перераспределение расходов Минобразования

18

Перераспределение расходов Минобразования

7,2

Социальная помощь

Уменьшение средств на социальную помощь временно перемещенным и для Пенсионного фонда с одновременным увеличением на ежегодную разовую денежную помощь ветеранам войны.

273

Внешние заимствования

Распределение остатков транша ЕС в сфере энергетики

140

Распределение остатков средств спецфонда Минфина от транша ЕС

136,1

Распределение остатков транша ЕС в сфере секторальной политики

651

АПК

распределение средств по программе поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей

4550

Распределение средств МинАПК

1,1

Государственные фонды

Согласование бюджета фонда общеобязательного государственного социального страхования на 2107 год

10 270

Утверждение бюджета Пенсионного фонда

283 168

Распределение средств внутри министерств

Распределение расходов Минэнергетики

0,35

Перераспределение расходов для ЦВК

12,8

Перераспределение расходов МВД внутри ведомства

154,8

Перераспределение расходов для Мининформполитики

14,2

ВСЕГО

345 919

Как видно из таблицы, львиную долю расходов составляют государственные фонды – Пенсионный и Социального страхования - 293 млрд. Бюджетный комитет только согласовывает их и вряд ли эти деньги «доступны» и «интересны» членам комитета.

Есть еще один большой блок распределения средств – дорожное строительство. Почти 22 млрд грн. Но тут эти деньги носят больше плановый и виртуальный характер. Это своего рода «хотелки»  областных губернаторов.

Например, Донецкая ОГА расписала под себя 514 млн грн. Но по факту, в текущем году они получили 31 млн грн, а всего по данным Казначейства они смогут получить только 62, 8 млн грн.

Или Ивано-Франковская ОГА, со своими планами освоить на дорожном строительстве 900 млн грн. Госказначейство по состоянию на май сообщает, что рассчитывать можно только на 25 млн грн.

Однако, утвержденный на комитете финансовый план это уже что-то, и если политические факторы сложатся, то денежный поток будет иметь документальное обоснование. 

Какие реально деньги в этом году прошли по дорожному строительству через государственные тендеры по областям Украины и по подрядчикам, читайте в нашем материале Дорожные миллионеры Украины: кто зарабатывает на освоении бюджетных средств.
Самые жирные  и интересные куски государственного пирога - это региональные субвенции и инвестиции на развитие регионов. Вот где ощутимая поддержка округам близким к власти  мажоритарщиков. Пока распределено около 6 млрд грн.

Согласовывать и ни за что не отвечать

Теперь немного скучной теории. Рассмотрим, какие широкие права закреплены за парламентским комитетом  Бюджетным кодексом Украины.

Комитет по вопросам бюджета ВР:

1.Согласовывает Кабмину увеличение источников  финансирования госбюджета, если доходы из ранее утвержденных источников падают, но при условии соблюдения показателей годового дефицита.

2. Согласовывает  Кабмину изменение распорядителей бюджетных средств.

3. В установленных бюджетом пределах согласовывает Кабмину перераспределение расходов бюджета и предоставление кредитов, включая резервный фонд, дополнительные дотации и субвенции, а также увеличение расходов развития за счет уменьшения других расходов.

4.Согласовывает Кабмину перераспределение расходов между административно-территориальными единицами.

5.Согласовывает перераспределение финансирования инвестиционных проектов, если некоторые из них  затягиваются исполнителями.

6.Согласовывает Кабмину распределение средств государственного фонда регионального развития по административно-территориальным единицам    инвестиционным программам и проектам регионального развития.

7. Только при положительном решении комитета может быть принят закон  предусматривающий изменение показателей  дефицита госбюджета, граничного размера госдолга, государственных гарантий.

8. Согласовывает распределение региональных  субвенций и дотаций, а также резервов образовательной  и медицинской субвенции  и направление их  расходов.

9. Согласовывает Кабмину  бюджеты фондов  пенсионного и социального страхования

10. Согласовывает порядок и условия предоставления стабилизационной дотации

11. Согласовывает распределение остатков средств, предусмотренных для неконтролируемых Украиной территорий.

12. Согласовывает распределение средств на дорожное строительство в рамках эксперимента по финансовому обеспечению строительства дорог.

13. Согласовывает Кабмину ежемесячные индикативные показатели

14. Члены комитета входят в состав комиссии для оценки и отбора программ и проектов регионального развития (имеет  50% квоту).

Принято единогласно

А теперь самое интересное. Судя по протоколам заседаний, в бюджетном комитете царит редкое единодушие, и все решения принимаются дружным большинством практически без всяких дискуссий. Из всех рассмотренных в таблице цифр, ни одного отказа Минфину и ни одной коррекции.

Это ж надо, как качественно Минфин готовит документы – депутатам не к чему придраться!

Но являются ли члены комитета послушными статистами? Для того ли они при рассмотрении проектов госбюджета на каждый год старательно в поправках вставляют слова «при согласовании с бюджетным комитетом»?

Об этом стенограммы и протоколы  закономерно молчат. Но кто поверит, что 365 млрд грн в Украине так просто распределяется в комитете, где даже рядовых сотрудников аппарата берут по схемам, не предусматривающим  конкурс?

Очевидно, вопросы решаются заранее, и не под стенограмму.

В следующих публикациях мы постараемся более подробно разобраться, кто в бюджетном комитете за какие вопросы «радеет» и в какие рабочие комиссии входит.

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.