Публикации Экономика врпроектзаконприватизация

Продать родину: проект о приватизации госактивов внесен в ВР

base article image

Правительство зарегистрировало в парламенте новый законопроект о приватизации государственного имущества, а 12 сентября документ презентовали на Национальном совете реформ. Он получил поддержку со стороны чиновников и будет проголосован в ближайшее время как очередной реформаторский трофей Владимира Гройсмана.

Страна с молотка

Говорят, что основной причиной распада СССР как государства была потребность текущих элит зафиксировать за собой собственность, которую они на то время контролировали. Это позволяло превратить власть в наследственный институт.

Украинские элиты поддержали почин своих вчерашних патронов из Москвы, и глобальная приватизация под крышей нового государства стартовала. За все годы приватизация принесла Украине 64 млрд. грн. И это, как мы понимаем, по бросовым ценам. Реальную стоимость приватизированных активов подсчитать невозможно.

За 26 лет продать заводов и пароходов удалось немало, но у государства в закромах еще остались многочисленные активы.

На доходы от приватизации государственного имущества власть рассчитывала всегда, но планы прогнозируемо не выполнялись. Самые значительные продажи были в 2005 году, когда была продана Криворожсталь за 20 млрд грн (рекорд для пост-СССР) и в 2011 году, когда Ринат Ахметов прикупил «Укртелеком» за 10,5 млрд грн.

План продаж

В 2016 году правительство планировало получить от приватизации 17 млрд. грн, по факту было только 0,2 млрд. грн.

По озвученной первым вице-премьером Степаном Кубивым информации, начиная с 2015 года было приватизировано 48 предприятий на общую сумму 3,6 млрд грн.  Из них 3 млрд было получено буквально за последний месяц в результате продажи Ахметову акций энергоактивов.

Сегодня государственная собственность очень часто используется как дополнительный источник коррупционных доходов. Неспособность правоохранительной системы навести порядок, подталкивает правительство к простому шагу - продать все по максимуму. Способность управлять эффективно государственными активами у власти атрофировалась, если вообще была.

Кабмин уже огласил свои планы оставить в госсобственности 15 особо важных предприятий, а также 363 объекта госсобственности, которые обеспечивают исполнение государством своих функций, выставив на продажу 893 госактива. Сегодня не подлежат приватизации 1 231 предприятие.

Как бы то ни было, чистая прибыль украинских государственных предприятий в 2016 году составила 39,6 млрд грн.  а совокупная стоимость госактивов составила 1,6 трлн грн.

Как будем продавать

Рассмотрим основные моменты предлагаемого законопроекта. Закон устанавливает перечень объектов, которые приватизировать нельзя:

  • имущество органов власти и органов местного самоуправления;
  • имущество Вооруженных Сил Украины, СБУ, Госпограничной службы, правоохранительных органов;
  • имущество учреждений здравоохранения;
  • недра, полезные ископаемые государственного значения;
  • объекты природно-заповедного фонда общегосударственного значения;
  • системы создания и сохранения золотовалютных ресурсов;
  • водные, лесные ресурсы;
  • эмиссионная система;
  • радио-телевизионные системы, имущество Национальный общественной телерадиокомпании Украины;
  • архивные учреждения;
  • памятники археологии;
  • автомобильные дороги;
  • железнодорожные линии;
  • метро;
  • электросети и системы управления ими;
  • АЭС, гидроэлектростанции;
  • инженерная инфраструктура и благоустройства городов;
  • акватории морских портов, аэродромы;
  • кладбища;
  • объекты спортивной инфраструктуры (и прочее).

Закон содержит положение, что если имущество государственных предприятий, не подлежащих приватизации, не используется три года, то оно может приватизироваться.

Верховная Рада по представлению Кабмина утверждает перечень объектов госсобственности, которые не подлежат приватизации. Все объекты делятся на два вида - объекты большой и малой приватизации.

Покупателями государственного имущества могут выступать граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, юрлица зарегистрированные в Украине, юрлица других государств, международные финансовые организации (если их участником или акционером является Украина).

Не могут быть покупателями государственные предприятия, юрлица, где более 10% уставного фонда у резидента РФ (государства-агрессора), граждане государства-агрессора, органы госвласти, государственные предприятия и холдинги, работники органов приватизации, юрица уставной капитал у которых более, чем на 50% находится в офшорах и ряд других лиц.

В органах представительской власти (парламенте и местных советах) будут создаваться контрольные комиссии по вопросам приватизации.

Приватизация государственного имущества может осуществляться двумя путями - через аукцион и через выкуп объекта приватизации. Выкуп допускается только в случае если на аукцион подался только один покупатель

Объекты малой приватизации продаются исключительно на электронных аукционах. Если на первом аукционе объект никого не заинтересовал, то на следующий аукцион он пойдет с 25% дисконтом. Если и в этом случае он остался без внимания, то потом он выставляется уже с 50% скидкой. Это правило распространяется и на большие объекты приватизации.

У арендаторов государственного имущества, появляется льготная возможность выкупа такого имущества, в случае улучшения такого имущества на сумму не менее 25% от рыночной стоимости.

К приватизации больших объектов государство может привлекать советников. Их главная задача определить справедливую цену. Продажа осуществляется с помощью аукциона. Минимальный шаг аукциона не менее 1% стартовой цены объекта.

Если даже при скидках стандартный аукцион не получается провести, то проводится аукцион по методу изучения ценовых предложений. Желающие называют подходящие для себя цены, и государство соглашается на самую большую.

Перечень объектов большой приватизации, которые государство будет планировать пустить с молотка, будут утверждаться Кабмином по представлению Фонда госимущества Украины. Объекты малой приватизации будут готовится ФГУ самостоятельно.

При приватизации предприятий-банкротов, процедура банкротства останавливается. Государственные активы для ускорения процедуры могут быть приватизированы без приватизации земельного участка.

Закон предусматривает порядок контроля за выполнением обязательств по приватизации, определенных в договоре. В случае нарушений обязательств со стороны покупателя договор может быть разорван.

Усыхание государства

Очевидно, что государство пойдет на масштабную приватизацию оставшихся объектов. Это вполне в тренде советов МВФ и западных доноров. Приватизация позволит снизить негативные коррупционные показатели и снимет ответственность с чиновников.

В то же время, не стоит забывать, что сужение присутствия государства в экономике имеет и долгосрочные негативные последствия.

Во-первых, сразу же снизятся поступления в бюджет. Новые собственники будут оставлять доходы в офшорах и уходить от налогообложения.

Во-вторых, государство потеряет влияние на рынок труда, что приведет к понижению удельного веса белых зарплат и снижению стандартов социальной защиты работающих на таких предприятиях граждан. Не говоря уже о росте безработицы – «эффективные» собственники обязательно начнут оптимизировать штаты.

Возрастет монополизация украинской экономики. Государство перестанет быть мощным игроком, что приведет к общей неуправляемости и снижению национальной безопасности.

Загрузка...

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.