Публикации Политика бюджетрадакабмин

Проект госбюджета-2018: Гройсман предложил парламенту поторговаться (ТАБЛИЦА)

base article image

Проект государственного бюджета Украины появился на сайте парламента. Владимир Гройсман внес его на рассмотрение Верховной Рады демонстративно в срок. Но законопроект это всего лишь первый набросок, ему еще предстоит пройти долгий путь кулуарных согласований и торгов.

Доходыгосударственной казны в 2018 году должны составить 877 млрд грн., расходы – 948 млрд грн. Дефицит заложен на уровне 77,9 млрд грн.

Для сравнения: в 2017 году доходы бюджета запланированы были  на уровне 770,9 млрд грн, расходы - 841,1. Фактически, проект государственного бюджета поправился на 100 млрд грн по сравнению с прошлым годом.

За счет чего такой рост? Украинская экономика пока не демонстрирует такой динамики

Но если посмотреть на показатели повышения предельного государственного долга, то увидим его запланированное увеличение с 1,8 трлн грн до 2 трлн грн. Таким образом, общая налоговая нагрузка на украинскую экономику составит 61% от ВВП.

Впрочем, не только внешними заимствованиями живет наше правительство. Увеличение налогового давления тоже никто не отменял. С одной стороны Владимир Гройсман заявляет, что никакого пересмотра налоговых ставок не произойдет. Но с другой - в проекте бюджета он увеличивает минимальную заработную плату с 3 200 до 3723 грн.

Предприниматели не успели оправиться от прошлогоднего повышения минимальной зарплаты, теперь их ожидают очередные поборы в виде увеличенных отчислений ЕСВ.

Прожиточный минимумдля трудоспособных граждан будет повышен в течение года до 1921 грн.

47,8 млрд грн в госбюджет должен будет  традиционно перечислить НБУ.

Поможет выполнить оптимистичные планы государственного бюджета и печатный станок – курс на конец 2018 года заложен на уровне 30,1 грн за доллар США.

Из текста законопроекта исчез традиционный пункт о перераспределении субвенции госбюджета на социально-экономическое развитие регионов. Очевидно, еще один пункт для торга с депутатами.

В преддверии  анонсированной земельной реформы в бюджете появилось положение о проведении всеукраинской нормативной оценки земель сельхозназначения

Из текста исчезли пункты о поддержке сельхозпроизводителей.

В 2018 году запланировано использование по различным направлениям 30 млрд грн заемных средств.

Доходы бюджета

Рассмотрим источники финансирования госбюджета на 2018 год на уровне доходов по сравнению с бюджетом на 2017 год.

Доходы, предусмотренные проектом госбюджета, млрд грн

Источник доходов

2018 (проект)

2017 (план)

Налог на доходы физлиц

90,8

77,1

Налог на прибыль предприятий

72,3

67,1

Рента за использование природных ресурсов

46,5

49,6

Акцизы

125,6

113,3

НДС внутренний

85,9

81,6

НДС с импорта

297,8

221,2

Пошлина на ввоз

26,2

23

Пошлина на вывоз

0,5

0,46

неналоговые поступления

117,9

112

Административные сборы и платежи

8,5

7

Другие неналоговые поступления

12,7

11,1

Собственные доходы бюджетных учреждений

25,2

22,3

Операции с капиталом

0,34

0,37

Официальные трансферты (помощь ЕС и международных организаций, правительств других стран)

2,3

1,8

Доходы целевых фондов

0,16

22,7

Беглый взгляд на запланированные доходы указывает на значительную фискальную нагрузку на граждан – рост поступлений от налога на доходы физлиц должен составить 17%. Очевидно, не в последнюю очередь за счет увеличения минимальной зарплаты.

Значительные поступления ожидаются от роста НДС на импорт – на 34%. Увеличение расходов на импорт это повышенный спрос на валюту со стороны импортеров, и как следствие, - увеличение нагрузки на курс гривны.

В то же время мы видим уменьшение поступлений рентных платежей. Речь идет, прежде всего, о добыче газа. Для газодобычи в Украине правительством создаются тепличные условия, чего не скажешь о тарифах на газ для населения.

От приватизацииправительство планирует привлечь 22,5 млрд грн. Пока в 2017 году доходы от приватизации составили порядка 3 млрд грн. Анонсированная Кабмином масштабная приватизация может и не состояться, а если состоится, то несет уже заложенные в бюджет риски. Так, прибыль от государственных предприятий сократиться на 5 млрд грн.

Перераспределение ВВП в проекте бюджета достигает 41%, что означает тотальное вмешательство государства в экономику, отсутствие инвестиционного климата. Также это означает, что основные коррупционные потоки и источник обогащения элит скрывается именно в бюджетном перераспределении ВВП.

Расходы бюджета

Рассмотрим некоторые основные направления государственных расходов, запланированных на 2018 год.

Некоторые расходы государственного бюджета 2017-2018 гг, млрд грн.

Получатель бюджетных средств

2017

2018

Аппарат Верховной Рады

1,2

1,7

Госуправление делами

2,4

2,4

Генпрокуратура

5,8

6,8

МВД

53,1

64

Министерство временно оккупированных территорий

0,28

0,36

Минкультуры

4,3

5,4

Минобороны

68,8

83,3

Минобразования

85,4

94

Минздрав

74,6

86

Минсоцполитики

153,5

153,6

Госслужба труда

0,43

0,59

Пенсионный фонд

141,3

141,3

МинЖКХ

18

14

МинАПК

9,4

12,4

Мининфраструктуры

0,9

2,8

Субсидии ЖКХ для населения

61,2

55

Субвенция для семей с детьми, малообеспеченным, инвалидам

53, 9

57,9

Обслуживание госдолга

113,2

130,2

Национальная академия наук

3,4

4,3

Социальный блокбюджета производит пока удручающее впечатление. Минздраву увеличили финансирование под реформу. Но деньги пойдут не на лечение и лекарства, а создание новой бюрократической структуры – Национальной службы здоровья.

Минобразования после принятой реформы поучит дополнительные средства пропорционально росту бюджетных расходов, но дополнительных средство для «новых» зарплат учителей там не просматривается. Напротив, передача техникумов и колледжей  под управление местных  советов  может оставить многих преподавателей без работы.

Но самый интересный вопрос - это субсидии населению на компенсацию услуг  ЖКХ. При тотальной задолженности госбюджета перед монополистами, количество  средств, выделяемых на субсидии не растет, а сокращается – с 61 млрд в 2017 году до 55 млрд в 2018. Вывод напрашивается единственный: количество получателей субсидий будут массово сокращать административными способами и уловками.

По-прежнему продолжается практика моратория на выполнения ряда социальных законов.

Подавая проект бюджета в парламент, Минфин сократил в тексте законопроекта полномочия бюджетного комитета в сфере перераспределения некоторых бюджетных средств. В частности, его устранили от вопросов выпуска облигаций внутреннего государственного займа и средств, предусмотренных для неконтролируемых территорий Донбасса. Очевидно, это было сделано сознательно для дальнейшего торга с членами бюджетного комитета.

Представленный парламенту проект бюджета является предварительным черновым вариантом. Это заготовка для торга между Кабмином и парламентом, а также внутри последнего, средство привлечь  пряником ситуативных членов коалиции. Зря, что ли, например, одиозные депутаты Максим Микитась и Александр Супруненко недавно устремились в «Волю народа»? 

Проект госбюджета рассмотрит профильный парламентский комитет, и он явно останется «недовольным». Большие бюджетные торги стартовали.

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.