Блоги uncategory

Что общего между генной инженерией и «Играми престолов»?

Я держался до последнего. Вокруг бушевал информационный хаос, сериал «Игры престолов»  и новости о нем лезли из всех щелей. Это уже были не просто  чьи-то субъективные впечатления или рецензии об очередном сериале, а просто часть культурной реальности. Шутки, мэмы, параллели, дискурс и нарратив.

Культурный контекст сериала «Игры престолов» стал теснить Штирлица и Остапа Бендера.

Когда о нем всерьез стали рассуждать маститые культурологи и политологи, я понял – смотреть придется. Иначе, часть информационной реальности станет  непонятной. А для человека, который пытается не только осознать окружающие нас явления, но и что-то написать о них,  это недопустимо.

Я уже пытался смотреть «Игры престолов», но  в первый раз почему-то после 10-15 минут выключил.

Плюс самолюбие грела причастность к группе снобов, которые  постили в соцсетях гордые картинки «Я не смотрел «Игры престолов».

Пересилив себя, я начал смотреть сериал заново. Так как в Голливуде сценаристы отрабатывают деньги на все сто, у меня не было шансов фыркать и плеваться уже с серии третьей. Сериал затянул и увлек.

Пока я на половине пути, но уже могу сделать предварительные выводы об этом культурном явлении.

В сериале  продолжилась  традиция американской сериальной культуры размывать контуры добра и зла, как это было сделано в  культовом «Во все тяжкие».

Зритель не понимает, кто хороший, кто плохой. Более того, «хороший» чаще всего  это будущий мертвый  - линия следования моральным принципам в «Играх престолов» часто наказывается. Тем не менее «люди чести» в сериале присутствуют и вызывают симпатию.

Но авторам сериала этого мало. В нескольких сюжетных линиях развития персонажей, они показывают эволюцию характеров от «добрых» до «рационально жестоких», а может даже и «иррационально жестоких».

Доброе зло и злое добро. В сериале этого предостаточно. Человек, у которого сложились определенные морально-этические принципы, может смотреть сериал без ущерба для психики. Но «неокрепшие умы» с радостью впитают в себя принцип «цель оправдывает средства». Это дидактически опасный сериал.

И еще один слой, выявленный не мною, а одним российским социологом.

Общий культурный дискурс в литературе резко изменился со средины 60-годов. Тогда правила научная фантастика, и человечество готовилось колонизировать космос. Все бредили научно-техническим прогрессом, сопровождаемый равенством и свободой личности.

Но потом наступили «темные века» фентези. Человечеству предложили другую альтернативу – средневековую. Первым камнем был «Властелин колец», потом «Гарри Поттер» и вот сейчас – «Игры престлов». Что это значит более конкретно? А то что нам навязывают иерархическое кастовое общество, заставляют отказаться от некоторых демократических принципов, приучают к тому, что есть высшие и есть низшие. Причем вкладывается это опосредованно.

Но если в «Гарри Поттере» и «Властелине колец» были хотя бы номинальные контуры добра и зла, справедливости, то «Игры престолов» отказывают нам в этом.

В преддверии биотехнологической революции, когда элита начнет создавать совершенных потомков, а остальная часть человечества станет отстающей навсегда, становится не по себе.

Зима близко.

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.