Публикации Общество еврономераавтомобилиукраина

Красный свет для «евроблях»: к чему готовиться автовладельцам

base article image

Градус спора между властью и владельцами авто на европейских номерах, которых в Украине по неофициальным данным уже около 3 млн единиц, не понижается. Автолюбители требуют доступной легализации завезенных транспортных средств, а представители власти говорят, что правила ввоза и  растормаживания авто должны быть одинаковыми для всех.

То, что назрела необходимость решения проблемы нерастаможенных авто на иностранной регистрации, ясно всем: и владельцам, и власть имущим. Сегодня на дорогах крупных городов «евробляхи» пестрят с пугающей частотой. И неудивительно, ведь в месяц в Украину проникает до 50 тыс. нерастаможенных иномарок. Водителям этих авто, по закону, грозят санкции. Процесс, кстати, пошел. В июле налоговики впервые через суд добилась взыскания с жителя Черкасс, владельца Mercedes-Benz E320 на литовских номерах, штраф в размере 1,6 млн гривен за нарушение таможенных правил. По данным ГФС на конец сентября, по стране заведено уже более 23 тыс. дел на общую сумму 1,2 млрд гривен из-за недобросовестного ввоза авто.

Дебаты вокруг легализации авто на иностранной регистрации усилились в начале сентября, когда  водители провели акции протеста под стенами Верховной Рады, парализовав движение в правительственном квартале. Владельцы авто надеялись найти общий язык с законодателями, но не получилось.

Власти, во-первых, хотят закрыть границу для  авто, владельцы которых недобросовестно  используют режим временного ввоза или транзита, а, во-вторых, узаконить все уже пригнанные авто в соответствии с пунктами налогового и таможенного кодексов. В свою очередь автолюбители требуют ввести единую фиксированную пошлину за растормаживание на уровне 300-500 евро, отменив при этом акцизный сбор, который наиболее бьет по карману украинского водителя. Напомним, процесс растаможки авто в настоящее время включает три составные части. Первая часть подразумевает ввозную пошлину в размере 10% от стоимости авто, вторая – НДС. Третья же часть - это акцизный сбор, чей размер зависит от объема двигателя и возраста ввозимого авто. В целом из-за этих платежей стоимость пригнанного авто для украинских водителей возрастает в разы. К примеру, для легального ввоза и учета Volkswagen Sharan 1998 года выпуска, который в Литве можно купить за 1500 евро, понадобится почти 8000 евро. Получается, что за сумму растаможки можно приобрести несколько поддержанных авто из ЕС.

В ходе сентябрьского двухдневного протеста в комитете Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики пообещали пойти навстречу водителям. Так, глава комитета Нина Южанина заявила, что принято решение установить фиксированную сумму за растаможку на уровне 1 – 1,4 тыс. евро для пригнанных авто, произведенных как до 2000, так и до 2010 года. 

Однако после активисты сообщили, что меморандум с комитетом все же подписан не будет, а слова Южаниной не соответствуют действительности. В связи с этим, наверное, стоит ждать новых акций протеста. У водителей, по крайней мере, есть время до конца бюджетного года.  

Сегодня в Раде зарегистрированы более 20 законопроектов, которые имею различные варианты разрешения ситуации, но их депутаты пока не спешат рассматривать.

Блокировкой принятия законопроектов, которые могу упростить регистрацию автомобилей с еврономерами, занимаются лоббисты у власти, имеющие свои доли в авторынке Украины, говорит глава ОО «АвтоЕвроСила» Олег Ярошевич.

«Сегодня в парламенте находится множество законопроектов, которые связаны с «растаможкой», легализацией, упрощением схем и прочего, что связано с завозом европейских автомобилей. Но именно лоббизм нескольких семей, которые находятся у власти, мешают голосованию за эти важные законопроекты. Это семьи [Петра] Порошенко, [Тариэла] Васадзе, [Дмитрия] Святаша, [Ивана] Николайчука и прочие. Это люди, которые «привязаны» к импорту-экспорту транспортных средств», - заявил О. Ярошевич.

А вот противники «евроблях» говорят, что если законодатели примут условия протестующих водителей и не закроют все недобросовестные схемы ввоза, то госбюджет продолжит нести потери. Более того, если проблемные авто легализируют с дисконтом, то внутренний рынок отреагирует снижением цен, а это значит, что все владельцы официально зарегистрированных авто станут немного беднее.

Оппоненты «евроблях» также апеллируют к статьям криминального кодекса, мол, при ДТП или преступлении авто на иностранных номерах обнаружить сложно, так как оно не получило оформления и, таким образом, просто не существует для правоохранителей. 

Ну и наконец, присутствует этический аспект дела. Так, если власти предоставят преференции водителям авто на иностранных номерах, то это будет несправедливо по отношению к владельцам авто с официальной регистрацией, которые в свое время в полном объеме оплатили все необходимые платежи. Подобная автомобильная «амнистия» вызовет резонное недовольство у определенной части общества.

Эксперт по вопросам транспорта Вячеслав Коновалов говорит, что есть смысл организовать разовую масштабную легализацию, но при этом важно навсегда закрыть схемы ввоза «евроблях».

«Нужно все это один раз легализировать и просто закрыть схему. А они не хотят, потому что на этом кто-то очень сильно наживается», - подчеркнул он, указав, что справедливая стоимость растаможки должна находится на уровне 500-600 евро.

Эксперт также не исключил, что ситуация вокруг ввоза в Украину автомобилей на еврономерах может привести к появлению новой политической партии.

Политолог Руслан Бортник, оценивая протестный потенциал владельцев авто на еврономерах, сказал, что на сегодняшний день массовые акции водителей пока не несут серьезной опасности для властей.

Это косвенно подтверждает увиливающая статистика сдачи  старых автомобилей на иностранных номерах на разборку. Водители ожидают, что с нового года их машины попадут под жесткий вариант легализации, который готовят законодатели.  

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.