Новости Общество кредитбанкукраинаобщество

О. Левицкий: «С долгами банкам сложно разобраться, так как там зачастую сидят не совсем вменяемые люди»

base article image

Массовым явлением в Украине  стали необоснованные претензии банков к рядовым украинцам, которые ни сном ни духом не знают о существовании якобы просроченных кредитов.  «Донимают» людей обычно по телефону. Дело в том, что  при оформлении банковского кредита обязательно нужно указывать телефон контактного лица. Потом, если заемщик перестает платить по кредиту, сотрудники банка начинают звонить по указанному номеру и требовать, зачастую в грубой форме, с угрозами уголовной ответственности, возвращения кредита. На заявления потерпевших в банк с требованием прекратить звонки обещают разобраться в ситуации, но конкретных действий со стороны банка в дальнейшем обычно не предпринимается. Звонки  с угрозами не прекращаются. О том, как разобраться без вины виноватому человек с необоснованными претензиями банков по чужим кредитам, корреспонденту ГолосUA рассказал  правозащитник Олег Левицкий.

- Олег Владимирович,  как можно защитить себя, если вам на протяжении года звонят коллекторы по чужому кредиту?

- Если вы совершенно случайно приобрели сим-карту для мобильного телефона, которая могла ранее принадлежать совершенно незнакомому человеку, оформившему в свое время в банке какой-либо потребительский кредит, «привязанный» к этому мобильному номеру, то, судя  по всему, у вас будут проблемы.  Очень много аналогичных ситуаций у  нас в Украине происходит, и а банках отвечают, что ничем таким людям они помочь не могут. Поскольку коллекторы или другие юридические лица, которым банк уступил право требований и уже забыл об этих кредитах, и это уже небанковская проблема. Говорят, мол, обращайтесь к коллекторам, те в свою очередь отвечают: мы вас понимаем, но у нас работает программа с базой данных по должникам, это  автоматизированный процесс, и для того чтобы изменить эту программу, - достаточно хлопотно, почти невозможно.  Я считаю, что в этой ситуации надо человеку писать заявления в банк, писать коллекторам, чтобы те оставили человека в покое и прекратили звонки с угрозами.

- Звонки между тем не прекращаются, в таком случае люди становятся без вины виноватыми…

- Сложно комментировать такое, поскольку, собственно, в звонках никакого формального нарушения нет. Люди могут звонить должникам. Люди имеют право звонить. Как правило, должники у нас зачастую хитрят, передают в каждом отдельном  случае номер телефона не идентифицированного человека  - жене, маме, любовнице, детям, и те говорят, что, извините, такой человек здесь  не проживает.  Эта, как говорится, «палка о двух концах» - в жизни оно так всегда и обстоит.  Качать права – оснований нет. Возмущаться есть основания, жаловаться нет оснований, потому что все могут звонить всем по поводу и без повода. В этом случае у человека нет защиты в том, что к нему будут  подходить, заговаривать, разговаривать, будут его отвлекать, говорить всякую ерунду, сбивать с толку, телефоны – это только  средства общения, и не более того.

- Как доказать свою невиновность в данной ситуации?

- Даже если банк не передал коллекторам  право требований по проблемным кредитам, даже если этим занимаются банковские работники соответствующих подразделений, снова-таки человеку надо банку доказать, что этот номер мобильного телефона  его, а не того лица, который брал в данном учреждении кредит. Это, например, номер Иванова, а не Петрова.   

– Каким образом можно подтвердить, что номер мобильного телефона  уже не принадлежит человеку, который должен банку вернуть кредит?

- Подтвердить теоретически документально можно, если бы сим-карта была контрактная. Это другое дело. Человек, которого «донимают» банк или коллекторы, мог бы взять соответствующую справку у мобильного оператора и документально подтвердить, что этот мобильный номер оформлен с недавних пор на новую фамилию, и это лицо  никак не может отвечать  за чужие кредиты. Взять справку нужно на предъявителя, что этот мобильный номер был в пользовании одного абонента, а потом перешел к другому абоненту.  Мобильный оператор должен дать справку о том, что данный номер был оформлен  на предъявителя, потом они его отключили (поскольку прежде чем продать номер, оператор его отключает) и с такого-то момента этот номер находится в пользовании  другого абонента. Это будет документальным подтверждением того, что на момент совершения соответствующих сделок, кредитных договоров,  данный номер имел другого пользователя–собственника. Если вам скажут: предоставьте документальное подтверждение того, что этот номер принадлежит не Ивановой, а Петровой, то, соответственно, имея на руках соответствующую справку от мобильного оператора, вы этот вопрос решите. Разумеется, это какие-то дополнительные хлопоты, но они стоят того. Контракт, правда, обходится пользователю несколько дороже.

- Все же можно найти выход из подобной ситуации?

- Безусловно. Правда, ситуация безвыходная, однако все равно можно пытаться решать ее, если на том конце телефона сидят вменяемые люди, которые с пониманием отнесутся к этой проблеме. Но часто там сидят люди не совсем вменяемые, поскольку у них много должников и проблемных займов. Они в свое время раздавали кредиты без всякого понимания, согласования, залога, без всяких оснований, налево и направо, и продолжают это делать до сих пор.

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.