Интервью Экономика гонтареванбу

Л. Косянчук: «Если Гонтарева вернется в НБУ, то цены на бензин превысят 40 гривен»

base article image

На мировом рынке рекордными темпами растет цена на нефть, как следствие стоимость бензина в Украине практически ежедневно бьет рекорды. ГолосUA решил расспросить эксперта рынка нефтепродуктов  Леонида Косянчука, о том какой же будет цена на бензин в ближайшее время, с чем связан ее рост, что будет с ценами на автомобильный газ?

- С чем связан колоссальный рост на бензин?

- Топливо начало дорожать еще 7 сентября. Предпосылки были на 5 гривен по дизелю и около 5 на бензин. Розничные цены у нас зависятот двух факторов, на которые мы не можем повлиять. Это цены внешнего рынка и курс гривны. Контрактная цена на бензин идет в долларах, она умножается на курс Национального банка, сюда же нужно добавить акцизы в евро и вновь их умножить на курс НБУ, потом на это накладывается НДС и плюсуется к общей валютной стоимости. Кроме того, топливо еще нужно завести из-за границы и развести по заправкам. Таким образом, в розничной цене где–то 14 гривен при этих ценах это стоимость самого бензина, 12 гривен получает государство в виде налогов в бюджет и остается 4 гривны заработка операторам рынка. В эту сумму входит завоз топлива из-за границы, его хранение на нефтебазе, развозка в бензовозах на заправки, а также обслуживание АЗС. А это огромная инфраструктура, где работают десятки тысяч людей, которым нужно платить зарплаты. Также в эту же сумму входят коммунальные услуги.

- Есть предпосылки для снижения цен?

- На сегодняшний день по бензину операторы рынка не реализовали предпосылки для экономического подорожания на 90-95 копеек за литр. Это свидетельствует о том, что операторы рынка неохотно повышают цены, так как понимают, что понижается объем продаж. К сожалению учитывая то, что происходит на рынке нефти, предпосылок для снижения цен на бензин нет. Цена на топливо находится в пределах 660 долларов за тонну, а НБУ не «радует» девальвацией гривны. Ведь валютная составляющая более 90% в цене бензина. А если еще Валерия Гонтарева вернется из отпуска на должность главы НБУ, то бензин может подорожать до 40 гривен за литр и даже выше. От нее можно ожидать чего угодно. Именно Гонтарева за три года девальвировала гривну в 3,5 раза.

- Какую стоимость бензина ожидать в феврале?

- Мы можем говорить только о расчетных предпосылках. Но каждый оператор выбирает для себя свою ценовую политику. Можно поставить цену на литр бензина 35-40 гривен, но только кто его купит. Операторов рынка такие цены страшат больше, чем самих потребителей. Потому что они не хотят нести убытки. Из-за снижения покупательской способности не каждый месяц получается быть в прибыли. Все зависит от того, какие у компании финансовые возможности, запасы нефтепродуктов в торговой сети и по каким ценам они их приобретали. В этом сегменте цены не регулируются государством. Рынок сам себя регулирует благодаря покупателям. Но сегодня покупательская способность населения находится далеко за пределами цен, которые мы видим.

- Что будет с ценами на автогаз?

- Что касается автогаза, то там есть естественный регулятор. Если цена на газ будет выше половины стоимости бензина, то он станет никому не интересен. Это тоже продукт нефтепереработки. Соответственно, цена на него будет колебаться вверх-вниз в районе 50-55% от стоимости 95-го бензина за исключением тех случаев, когда крупные игроки рынка собираются, договариваются и начинают устраивать искусственный дефицит и необоснованное повышение цены.

- Как вы относитесь к бойкотированию автозаправочных станций?

- Это бессмысленно, потому что нет резерва для понижения цены. Операторы не будут работать в убыток, это не позволяет фискальная служба. Не бывает такого, чтобы компания работала себе в убыток и не обанкротилась. Даже если АЗС понизят цену на гривну и выйдут в 0 или небольшой минус на это период, это ничего не изменит на рынке.

- Каким образом можно изменить сложившуюся ситуацию на топливном рынке?

 - Путем снижения налогов. Сложно представить, что наши «народные избранники» и вся властная свора понизит налоги. Откуда у них тогда возьмутся миллионы долларов в их е-декларациях. Они зарабатывают на украинском народе, повышая в цене продукты, бензин, коммунальные услуги и проезд. Потом оказывается, что у нардепов очень богатые тещи, жены и сыновья, которые в 15-летнем возрасте имеют многомиллионный бизнес. Поэтому вариантов нет. Цены на бензин не понизятся. Кроме того, после ликвидации госпотребстандарта никто не проверяет, каким топливом украинцы заправляют свои автомобили. Сегодня мы находимся в режиме, когда должны надеяться на совесть операторов рынка.  

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.