Публикации Политика натоязыковаяполитикавенгрия

Сотрудничеству с НАТО мешает национализм украинской власти

base article image

Во внутренней и во внешней политике главной идеологией Украины стал этнический национализм, отмечают эксперты.  Поэтому, дескать, случаются  казусы,  как с Венгрией, которая заблокировала работу комиссии Украина-НАТО из-за языковой статьи украинского закона об образовании.

В НАТО у всех есть право вето

Кабинет министров Украины на заседании 14 февраля 2018 года утвердил программу сотрудничества с НАТО на 2018 год. Вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе констатировала, что программа готовит почву  к реализации стратегической цели государства – «быть готовыми к обретению членства в Альянсе».

В программе прописан график проведения встреч с представителями Североатлантического альянса  в течение года. Она была утверждена накануне поездки Президента Порошенко на Мюнхескую конференцию по вопросам безопасности. Там планируется встреча Главы государства с Генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом.

Тот заявляет, что членство Украины в НАТО во многом зависит от проведения реформ в стране. «Фокус сейчас – на реформах. И я приветствую, что Украина так четко заявила, что ее фокус сейчас на реформах. Вопрос членства будет оценен, основываясь на прогрессе, достигнутом Украиной в реформах», – сказал Столтенберг.

Тем не менее, политолог Руслан Бортник уверен, что встреча Йенса Столтенберга и Президента Петра Порошенко будет носить формальный характер. «Прорыва от этой встречи ожидать не стоит, так как Столтенберг - лишь генеральный секретарь. А решение о вступлении государства в НАТО принимаются на основе консенсуса».

Следует отметить, что голосования в НАТО не проводятся. Решение принимают после обсуждения и консультаций среди стран-членов. А если у одного из государств-членов  остаются возражения, решение просто не принимается.

Принцип консенсуса подразумевает, что в основе решения  лежит общее согласие, то есть, оно одобрено каждой страной-членом. Таким образом, когда объявляется о решении НАТО, это означает, что в нем выражена коллективная воля всех суверенных государств, входящих в состав Североатлантического альянса.

Консенсус, как единственный принцип принятия решений в НАТО, существует с 1949 года, с момента создания Альянса. И этот принцип остается неизменным.

Руслан Бортник категоричен: «Перспектив вступления у Украины в НАТО нет. Любые разговоры о вступлении в НАТО –  лишь предвыборная кампания, которая проводится  внутри страны».

Эксперт напомнил, что Венгрия применила право вето и заблокировала работу комиссии Украина-НАТО на уровне министров обороны, которая должна была состояться 14–15 февраля. На ситуацию не смогли повлиять 11 послов государств-членов  НАТО, которые обращались к Венгрии. «Мы надеемся, что Венгрия и Украина решают проблему в соответствии с международным правом, что является в их интересах», - констатировала  в результате посол США при НАТО Кей Бейли Хатчисон.

Глава МИД Венгрии Петер Сийярто заявил, что  Будапешт выдержал давление стран-членов Альянса, которые требовали не блокировать сотрудничество между Альянсом и Украиной.

Гуманитарный вопрос – помеха военному

Отношения с Венгрией обострились после принятия Украиной закона об образовании, который отменяет обучение на языках национальных меньшинств. Согласно закону обучение с 5 класса во всех школах осуществляется исключительно на государственном языке. Под предлогом защиты прав венгерского меньшинства, Будапешт  принялся блокировать сближение Киева с  ЕС, и сотрудничество по линии НАТО.

Венгерская сторона настаивает, что Украина законом об образовании нарушила определенные положения предыдущей Годовой национальной программы сотрудничества с НАТО на 2017 год, в которой Украина брала на себя обязательства защищать интересы всех национальных меньшинств.

Министр иностранных дел Венгрии выдвинул  условие:  для прекращения блокирования Украина должна воздержаться от реализации Закона об образовании до тех пор, пока не придет к соглашению с национальными меньшинствами.

«Если бы Венгрия отказалась от своего права вето в международных организациях, тогда она отказалась бы от единственного инструмента, с помощью которого она сможет защитить закарпатских венгров и заставить Украину действовать в соответствии с международными нормами», - пояснил Сийярто.

Он подчеркнул, что Венгрия не откажется от своей нынешней политики в отношении Закона об образовании Украины без юридических гарантий со стороны Киева. «Если украинское правительство издаст указ, согласно которому приостанавливается выполнение Закона до тех пор, пока консультации не закончатся, это станет хорошей основой для переговоров по поиску способов решения ситуации», - предложил  венгерский министр.

Украинский Кабмин принял решение о продлении переходного периода для введения языковой статьи закона «Об образовании». Ее предлагается  отложить до 2023 года, а законопроект  должна принять Верховная Рада. Но это не уступка Венгрии, а рекомендация Венецианской комиссии

Менять закон в Киеве не собираются. Министр образования и науки Лилия Гриневич называет заявления министра иностранных дел Венгрии «манипулятивными».

«В чем заключаются манипуляции и шантаж со стороны Венгрии, блокирующей заседание комиссии Украина – НАТО? Они заключаются в том, что нас заставляют приостановить действие закона. Такого нет в рекомендациях Венецианской комиссии», – заявляет Гриневич.

А посол Украины при НАТО Вадим Пристайко подчеркивает: «То, что говорит венгерская сторона, что пока они не получат легально подтверждающих документов, что наш закон не будет имплементирован, я просто не вижу предмета разговора в таком тоне».

Директор аналитического Центра «Третий сектор» Андрей Золотарев  отмечает, что гуманитарный вопрос мешает  военному сотрудничеству неслучайно.  «Во внутренней и во внешней политике главной идеологией Украины стал этнический национализм, и, как следствие, мы получаем эти казусы как с Венгрией», - считает эксперт.

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.