Публикации Экономика облэнерготарифыбизнес

Рост тарифов облэнерго: задавит ли RAB-регулирование бизнес

base article image

С апреля НКРЭКУ уже начнет устанавливать RAB-тарифы для облэнерго. Благодаря новому подходу, как говорят в регуляторе, компании смогут обновить изношенную инфраструктуру и повысить качество услуг. В то же время эксперты указывает, что из-за новшества существенно увеличится нагрузка на бизнес, а распределительные компании незаслуженно обогатятся.   

Новая методика

11 января было обнародовано постановление Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) о вводе RAB-регулирования (стимулирующего тарифообразования) для облэнерго, которые, напомним, занимаются поставкой и распределением электроэнергии для населения и промышленных потребителей. Ряд компаний уже заявили о готовности перейти на RAB-тарифы с апреля. Среди них - Черниговоблэнерго, Львовоблэнерго, Прикарпатьеоблэнерго, Сумыоблэнерг и Винницаоблэнерго. Что же означает стимулирующее тарифообразование?

RAB-регулирования (аббревиатура от Regulatory Asset Base - регуляторная база активов) – новый для Украины подход, при котором энергоснабжающие компании через тариф получают гарантированный доход, увязанный на старых и новых активах предприятия. То есть, профит высчитывается от цены активов компании: если их стоимостное выражение будет расти, то будут увеличиваться финансовые результаты облэнерго. Таким образом распределительные компании получают стимул для развития и модернизации инфраструктуры, которая ныне изношена на 60-85%. Эта модель на порядок убедительной нынешней, работающей по принципу «затраты+», при котором монополистам выгодно раздувать свои расходы. В ЕБРР назвали RAB-регулирование необходимым условием запанированной на текущей году приватизации государственных долей в 9 облэнерго. RAB-тарифы успешно работают в западных странах. Там доля облэнерго в общей платежке за электроэнергию составляет 30-45%, а у нас в зависимости от класса потребления 3-12,8%. Однако в украинских реалиях при внедрении RAB-тарифов возникнут нестыковки. Причины их кроются в несовершенной нормативно-правовой базы и методике оценки активов от ФГИ. 

«НКРЭКУ устанавливает одинаковый гарантированный уровень доходности облэнерго для старых (уже существующих) и новых (еще не созданных) активов в размере 12,5%. При этом стоимость активов энергокомпаний, определенных методикой ФГИ, значительно превышает объем реально инвестированных в компанию средств. Например, во время приватизации ПАО «Кировоградоблэнерго» его нынешний владелец уплатил государству 16 млн долларов за 51% акций. По результатам переоценки активов, их стоимость выросла до 271 млн долларов (то есть в 8,5 раза). Теперь, согласно решениям НКРЭКУ, владелец компании будет получать 12,5% от переоцененной стоимости ежегодно. То есть, уже за первый год действия RAB-регулирования владелец ПАО «Кировоградоблэнерго» получит в 2 раза больше средств, чем уплатил за компанию», - разъясняют эксперты Офиса эффективного регулирования BRDO.

В Кабмине отметили, что «установленные НКРЭКУ одинаковые показатели доходности и на старую, и на новую базу активов приведут к необоснованному росту тарифов для промышленности и непосредственно отразится на простых потребителях из-за роста цен на товары и услуги».

По оценкам BRDO, из-за ввода RAB-тарифов увеличится нагрузка на бизнес и промышленность: для них электроэнергия подорожает на 10-25%. В то же время глава Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг Андрей Герус считает, что в связи с вводом RAB-регулирования тарифы облэнерго вырастут втрое и суммарно составят до 30 млрд гривен в год.

Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич напомнил, что внедрение RAB-тарифов для облэнерго происходит в рамках принятого Верховной Радой закона о стимулирующем тарифообразовании и обязательств Украины перед ЕС.

«Закон о стимулирующем тарифообразовании принят еще в 2012 году и его рано или поздно нужно было исполнять. Сейчас уже отступать некуда, так как в рамках сотрудничества с Евросоюзом данный закон нужно выполнять. Но все же сейчас не время переходить на новую схему. Нынешнее решение  НКРЭКУ  является тупиковым и долги промышленных потребителей и бизнеса за электроэнергию будут только возрастать», - заявил эксперт.

В свою очередь член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук прогнозирует, что НКРЭКУ прислушается к призывам правительства и экспертной среди и пересмотрит свое решение.

«Только со временем можно будет понять, правильное ли это решение или лучше было бы облэнерго для этих целей найти инвестора, чтобы провести модернизации линии электропередач и  оборудования. В данном случае, ничего нового не придумали, пошли путем проверенным – по такому пути прошла Европа и РФ. Но в России схема не заработала. Это создало перекосы в платежах, и через два года они остановили этот процесс», - объяснил эксперт

По мнению специалистов, чтобы RAB-регулирование заработало в справедливом русле, нужно переоценить активы облэнерго в соответствии с их приватизационной стоимостью, а также повысить требования к качеству услуг, установив зависимость нормы дохода от их выполнения. Иначе нынешний вариант реформы выглядит как инструмент дополнительного обогащения олигархов. Напомним, в Украине значительная часть облэнерго сосредоточена в  руках предпринимателей и частных структур. Так, энергоснабжающими активами в стране владеют Игорь Коломойский, братья Суркисы, Ринат Ахметов, Константин Григоришин, а также группе VS Energy, которая принадлежит россиянам (Михаилу Воеводину, Евгению Гиннеру, Сергею Шаповалову и Александру Бабакову).

Население

Ю. Корольчук уточняет, что RAB-тарифы не отразится непосредственно на платежках украинцев.

«Решение о повышении тарифов облэнерго пока не коснется населения. Это зацепит промышленность, и то не сразу. Это перспектива конца 2018 - начала 2019 годов. Кроме того, для промышленности стоимость электроэнергии все равно будет расти, так как увеличивается цена энергоносителей - газа, угля. Поэтому рост будет, но, в первую очередь, за счет энергоносителей», - подчеркнул он.

Как бы то ни было «свет» для населения будет расти. Это связано с сотрудничеством Украины и МВФ. Так, ключевой кредитор настаивает, чтобы в стране было ликвидировано  субсидирование населения за счет тарифов для промышленников и установлены экономически обоснованные расценки для бытовых потребителей. Сегодня, по оценкам НКРЭКУ население платит только около 50% от рыночного уровня тарифа. В стране, отметим, уже состоялось 5-этапное повышение цены на электроэнергию. В целом минимальный тариф на «свет» вырос  на 200% до 90 копеек за 1 кВт-ч, если брать период апрель 2015 года - март 2017 года.

 

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.