Публикации Политика атовсу

Переформатирование АТО к выборам: Сделан «решительный шаг ко второму сроку»

base article image

Президент получил право применения вооруженных сил без контроля парламента, говорят эксперты. Они не исключают вмешательство военных в политические процессы накануне выборов.

«На период определяемый ими единолично»

Начальник Генерального штаба Вооруженных сил Украины Виктор Муженко сообщил о создании объединенного оперативного штаба, который станет основным органом управления операцией на Донбассе.

Антитеррористическая операция (АТО)  переформатируется, и теперь во главе военных действий  будет  военное руководство, а не Антитеррористический штаб СБУ, как было ранее по закону о борьбе с терроризмом. Таким образом, руководство переходит от спецслужбы к военным. Руководителя штаба вскоре назначит Президент.

Накануне Глава государства подписал закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях». Этот документ, получивший неофициальное название «закона о реинтеграции», и лег в основу новой концепции управления войсками.

Как поясняет Виктор Муженко,  новый закон позволит « в рамках правового поля применять ВСУ». 

Отметим, что ранее в этом вопросе царила неопределенность. Ведь ст. 17 Конституции не допускает использования Вооруженных Сил для ограничения прав и свобод граждан.  А закон «О Вооруженных Силах Украины» указывает, что никакие чрезвычайные обстоятельства, приказы или распоряжения командиров и начальников не могут послужить основанием для каких-либо незаконных действий по отношению к гражданскому населению и его имуществу.

Формат антитеррористической операции вызывал сомнения в законности использования армии на Донбассе. Так,  после принятия закона о реинтеграции в первом чтении, представитель Президента в Верховной Раде Ирина Луценко заявила, что новый закон делает невозможным привлечение бойцов АТО к ответственности за военные преступления Гаагским трибуналом.  Дескать, он  делает конфликт на Донбассе с юридической точки зрения не внутренним, а межгосударственным.

Операция на Донбассе, которая четыре года называлась «антитеррористической», теперь называется «мерами по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживания и отпора вооруженной агрессии». В законе закреплено, что на Украину напала Российская Федерация. Она -   агрессор и оккупант, захвативший часть территории Украины. 

Таким образом,  применение армии  приводится в соответствие с отечественным законодательством. Ведь по Конституции,  суть и предназначение Вооруженных Сил заключается в обеспечении государственной безопасности и неприкосновенности границ Украины, защите от вооруженной агрессии и посягательств на территориальную целостность.

Однако экспертов настораживает, что  территорию применения будет определять Президент по представлению Министерства обороны. Так, дипломат Богдан Яременко в своем блоге  констатировал: «Президент и подчиненные только ему представители командования Вооруженных сил Украины без объявления военного положения получают полные и фактически неограниченные полномочия и контроль над территориями, которые они единолично определяют как район осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации на период, определяемый ими единолично».

«Решительный шаг ко второму сроку»

Б. Яременко заявляет, что теперь у Президента имеется возможность применения вооруженных сил на территории Украины без согласия парламента.

Отметим, что обязательное одобрение парламентом решения Президента об использовании Вооруженных Сил Украины и других вооруженных формирований при агрессии против государства закреплено в пункте 9 статьи 85 Конституции. Верховная Рада рассматривает обращения  Президента о введении военного или чрезвычайного положения в стране или в отдельных ее регионах, о всеобщей или частичной мобилизации. Это определяет исключительность случаев применения Вооруженных Сил.

Теперь же, по мнению Б. Яременко, права и возможности Президента «существенно, неоправданно и опасно» расширены. А это, дескать, выводит действия власти за пределы правового поля, создает условия бесконтрольности.

«Предоставленные в обход Конституции широкие права и возможности для Президента могут быть использованы им не только в целях организации обороны и отпора вооруженной агрессии, но и для вмешательства в политические процессы в Украине», - считает эксперт и прогнозирует  массовые нарушения прав граждан. 

Эксперт-международник Павел Рудяков прогнозирует расширенное применение «мероприятий по обеспечению нацбезопасности».   

«Закон позволяет отсечь 80% протестного электората, и  не допустить к  президентским выборам. Это решительный шаг Порошенко ко второму сроку», - говорит он.

Эксперты обращают внимание, что в законе нет четкой формулировки о войне в Украине: есть лишь понятие об отпоре, сдерживании агрессии и обеспечении национальной безопасности и обороны.

В. Муженко поясняет, что Объединенный оперативный штаб позволит систематизировать работу подразделений ВСУ и подразделений и сил других составляющих сектора безопасности.

«Это предполагает подчиненность определенных сил и средств военному руководству», - говорит он.

Следует отметить, что  отныне  в законодательство введено понятие «зон безопасности».  Там все силовики — армия, полиция, спецслужбы  получат расширенные полномочия. В частности:

-Применять оружие к лицам, совершившим или совершающим правонарушения или другие действия, препятствующие выполнению требований лиц, осуществляющих мероприятия по обороне;

- Проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, а в случае отсутствия документов — задерживать их для установления личности;

- Осуществлять личный досмотр граждан, досмотр их вещей, транспортных средств и вещей, которые ими перевозятся;

-Ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, не допускать транспортные средства, граждан на отдельные участки местности и объекты,

-Входить (проникать) в жилые и иные помещения, на земельные участки, принадлежащие гражданам,  на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, проверять транспортные средства;

-Использовать в служебных целях средства связи и транспортные средства, принадлежащие гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям,

 

 

 

 

 

 

Загрузка...

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.