Интервью Общество школа образованиереформа

Л. Ващенко: «Система образования в Украине разрушена»

base article image

Новая концепция педагогического образования создана людьми, далекими от образования и науки в целом. После анализа данного текста становится ясно, что грамотных и толковых педагогов вытесняют из украинской образовательной системы. Об этом в интервью корреспонденту ГолосUA рассказала директор Центра экспертизы образовательных реформ, доктор педагогических наук, профессор Людмила Ващенко.

- В конце декабря Минобразования опубликовало достаточно спорную, по данным СМИ, Концепцию педагогического образования. На ваш взгляд, в чем суть данной концепции и действительно ли она поспособствует улучшению украинского образования?

- Предложенная Концепция педагогического образования не вызывает симпатию. Она, как и все документы последних лет, «слеплена» из того, что было, - из новых понятий, которые сами же авторы не в состоянии объяснить.

В то же время, концепция должна определять основные идеи и положения этого сегмента  образования, раскрывать механизмы их реализации, определять необходимые ресурсы, прогнозировать конкретные  результаты и возможные индикаторы их оценивания.

В первую очередь, авторы текста не провели анализ реального состояния педагогического образования в стране. Очевидно, это проблема их собственной профессиональной некомпетентности. Между тем, при поддержке законодательной власти и попустительстве профильного министерства, ранее были приняты нормы, позволяющие вузам в автономном режиме самостоятельно решать образовательные, организационные, экономические вопросы. В результате, учебные заведения педагогического профиля (впрочем, как и остальные вузы) активно включились в коммерческую деятельность, изменяя при этом свою основную цель.    

Это выражается в предоставлении, так называемых, образовательных услуг по любому вопросу и для любой целевой аудитории. Если будет нужно научить, как полететь в космос, они и это будут делать, только бы платили деньги. Относительно учебных программ, кадров соответствующего уровня, - это вопросы второго порядка, которые никто не контролирует. С такими коммерческими целями ныне в педвузах созданы уже отдельные структурные подразделения, что свидетельствует о коммерциализации педагогического образования, в котором качество, доступность, профессиональная компетентность, социальные лифты «уступили место деньгам».

Осуществляя идею автономии управления вузом,  мы потеряли функцию контроля. Между тем, именно государство через свои органы управления должно брать на себя бремя ответственности за развитие общества. И, в первую очередь, путем создания целостной системы педагогического образования.

Выявление проблемных точек всегда позволяет минимизировать ошибки при построении системы. Отсутствие правильного анализа не позволила авторам определиться с целью концепции педагогического образования. В результате возникла, так называемая, «опережающая модернизация». Использование этой и подобной терминологии исключительно в околонаучном пространстве вызвала недоумение в кругах педагогического сообщества. Ведь важно, чтобы  педагоги понимали, о какой модернизации пойдет речь.

В документе указано, что традиционная система не дает такого разнообразия в способе добывания знаний, поэтому возрастает роль неформального образования, и концепция предлагает использовать провайдеров неформальных образовательных услуг, включая платформы массовых онлайн-курсов или негосударственных общественных организаций. Это один из основных неконструктивных подходов, поскольку «неправильный способ добывания знаний» предполагает не что иное, как навязывание другой информационной  позиции, которую транслировать для преподавателей, учителей будут провайдеры неформальных образовательных услуг или негосударственных общественных организаций. Переход на подобную практику полностью нивелирует работу творческих педагогов.

- Как в педагогическом сообществе восприняли данные инновации? Принимает ли министерство правки, которые предлагают педагоги?

- Собственно, все эти нововведения являются «разрушительными инновациями» (известный термин в научной зарубежной среде). «Разрушительные инновации» никогда не будут способствовать прогрессу, они в состоянии только разрушить систему. Нововведения должны быть приняты педагогическим сообществом, только в таком случае реформы будут работать.

Ныне педагогическое сообщество в растерянности… Их беспокоит профессиональное будущее. Но они осознают, что даже 119 страниц замечаний (во время обсуждения концепции) для профильного министерства создают лишь эффект демократии и нужны лишь для того чтобы отчитаться о полученных грантах.

Педагогическое сообщество справедливо не доверяет реформаторам-патриотам, поскольку их поступки (международный скандал по вопросам закона об образовании; участие в молитвенных обрядах за чужую страну и т.д.) свидетельствуют лишь об отсутствии государственной позиции у чиновников. Позитивным остается лишь факт, что кредит доверия имеют лишь те учебные заведения, где сохраняются  традиции. Именно на них сегодня ориентируются родители.

- В концепции есть достаточно жесткие требования к работникам сферы образования. Все ли украинские педагоги смогут выполнить эти требования?

- Каждый новый документ, который ныне появляется в образовательном пространстве, он так или иначе связан с тем, чтобы поставить планку, которая может быть недосягаема и не принята определенной частью специалистов. Те, кто не соглашаются с изменениями и отторгают их -  уходят. Другие не сопротивляются: им нужно выживать. Они не будут договариваться и вести диалог. Есть определенная часть специалистов, которые поддерживают политический режим. Но именно эти представители революции достоинства почему-то не видят своего будущего в этой стране и активно эмигрируют.

Устанавливая определенные правила, правительство пытается «вытолкнуть» нелояльных, неугодных, тех, которые не соглашаются работать в системе предложенных координат. Останутся наиболее лояльные или безразличные, но будут ли они профессионалами? Научить можно каждого, только станет ли образование достойным – это большой вопрос.

К чему сегодня педагогу нужно быть готовым? Нужно понимать, что искусственное сокращение населения будет и дальше сопровождаться закрытием школ, а значит, уменьшением количества учителей. Значительно сократятся и профессорско-преподавательские составы педагогических вузов. Наиболее этому будет способствовать перевод студентов и слушателей на форму онлайн-образование, где учебная нагрузка не зависит от количества присутствующих на занятии. Поэтому уже на такой форме образования правительство сможет достаточно сэкономить.

Важной проблемой остается проблема отбора в педагогические вузы. В концепции подчеркивается, что средний проходной балл ВНО есть достаточно низким – 146 баллов, а минимальный – 109. Но кто позволяет вузам нарушать закон? Какой еще дополнительно нужен  документ, чтобы выполнять уже установленную норму? Поэтому, предъявляя требования к педагогическим работникам, чиновникам нужно обратить внимание на собственную некомпетентность.

- В концепции указано очень много изменений, которые требуют масштабного финансирования. Например, молодым педагогам обязаны дать наставника, который будет их курировать за доплату или указано, что в учебных заведениях для педагогов нужно улучшить материально-техническую базу. Учитывая сложившуюся ситуацию в Украине с тотальным отсутствием средств, будет ли выделено финансирование на все новшества, которые определены в Концепции?

- Мы неоднократно повторяем, что реформа образования последних лет это реформа экономии денег. Почему и внедряются «разрушительные инновации», а результатом становится не качество образования, а максимальное сокращение государственного финансирования и делегирование этих полномочий собственно учебному заведению, родителям, меценатам.

При этом каждый член общества продолжает платить налоги, часть которых распределяется и на сферу образования. При условии, что студент учится на контрактной форме или ученик посещает частную школу, тогда образование семья оплачивает несколько. Таким образом, в экономически бедной стране образование ложится непосильным бременем на общество и для многих становится недоступным.

Относительно возрождения формы наставничества, она из позитивного элемента педагогического образования может превратиться в новую бизнес-функцию, а педагог будет только функционировать, но не творить.

- Учителей хотят стимулировать проходить дистанционные курсы по повышению квалификации, в частности, на интернет-сайтах. Между тем, украинские школы имеют разную материально-техническую базу, к которым педагоги физически не имеют доступа в интернет или даже не имеют компьютера. Кроме того, некоторые педагоги не умеют пользоваться компьютером на должном уровне. Не значит ли это, что педагоги окажутся в неравных условиях, и не стоило бы вначале проверить материально-техническую базу школ и повысить компьютерную грамотность педагогов?

- Что такое онлайн-образование? Это образовательная платформа, некий образовательный контент, который еще нужно создать. В условиях этой формы работы у преподавателя меняются функции: кроме подготовки текста, его нужно записать в электронной версии и разместить в электронной среде. Согласно действующей системе профессиональной деятельности, педагогу такие функции не оплачиваются. И, справедливости ради, нужно отметить, что никто не имеет права заставить его это делать. К сожалению, внедрение электронных систем и различных гаджетов в  образовательную сферу ныне в большей мере связаны с финансовым интересом к ним, нежели с методической целесообразностью их применения на занятиях. Соответственно, требуется  подготовка методического материала (электронных  учебников, отдельных курсов, тем и т.д.).

Подчеркивая важность внедрения технологических нововведений в систему педагогического образования, необходимо помнить, что в погоне за цивилизацией мы теряем человека. Характерной особенностью школьников является калейдоскопическое, клиповое восприятие окружающего мира, неразвитость чувств сопереживания и сострадания, поверхностное мышление и суждения. Результатом становится жестокое поведение, трагические ситуации, враждебная природе человека оценка многих современных явлений. Поэтому педагогическое образование должно уделять внимание работе с сознанием ребенка, его моральными качествами.

- В Минобразования предлагается переложить львиную долю финансовой ответственности на местные бюджеты. К чему может это привести?

- Практика с профессионально-техническими учебными заведениями показала, что по такому пути идти нельзя. По причине отсутствия необходимых средств у местных бюджетов, значительная их часть была закрыта.  И не потому, что готовящиеся специалисты были не нужны, а потому, что не было средств на их функционирование.

Существует зарубежная практика, где государство выплачивает заработную плату преподавателям, а коммунальные платежи или фонды на развитие берут на себя местные власти. Безусловно, вуз может быть финансово независим, но органы контроля да и наблюдательные советы (ученые советы, трудовые коллективы) становятся все более зависимы от первого лица и поэтому не могут быть объективными в распределении бюджета.

- Многие педагоги рассказывают, что в Украине очень часто вводят новые концепции, якобы с целью улучшить условия жизни педагогов и повысить качество образования. Между тем, чаще всего в министерстве «осваивают» деньги, а о концепциях и инновациях забывают… Не произойдет ли так с новой концепцией?

- Вы правы в том, что все документы, так или иначе декларирующие образовательные реформы, готовятся при помощи внешнего финансирования. Сегодня при власти люди, которые мало знают (и не хотят знать!), что такое образование, наука об образовании. Но эти люди умеют продавать то, за что платят деньги.

Погода
Погода в Киеве
Погода в Харькове
Погода во Львове

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.