Публикации Политика радареформавыборы

Парламентская реформа станет «миной» для будущей Рады

base article image

Реформирование Рады можно рассматривать в контексте конституционной реформы, урезающей полномочия Президента, которую предлагает «Народный фронт». Но грядущие  выборы изменят расстановку сил.

Реформирование ВР и КМУ

В Европарламенте призвали более быстрыми темпами реформировать Верховную Раду. Уполномоченный по делам Украины, член Европейского парламента Элмар Брок заявил, что реформа украинского парламента должна осуществляться более быстрыми темпами.

Председатель Верховной Рады Андрей Парубий на пресс-конференции заявил, что голосование по реформе состоится 15 марта, а вступят в силу новые нормы для депутатов следующего созыва. Речь идет о сокращении парламентских комитетов и приведение их соответствие с министерствами в правительстве. Дескать, количество комитетов не должно превышать 20, на сегодняшний день их насчитывается 27.

Напомним, что еще 18-19 апреля  прошлого года реформа обсуждалась на встрече с представителями Европарламента. В ней участвовали председатель Комитета по иностранным делам ЕП Эльмар Брок и руководитель миссии ЕП по реформированию Верховной Рады Украины Пэт Кокс. По результатам  той встречи, Андрей Парубий впервые анонсировал сокращение комитетов.

Тогда  реформирование законодательного органа анонсировалось одновременно с реформами исполнительной власти.  Премьер-министр Владимир Гройсман заявлял о начале масштабной программы реформирования министерств. Планировалось  реформировать 10 из 18 министерств КМУ.

Завершить первый этап реформирования КМУ собирались  в сентябре. Но только 27 декабря Кабмин утвердил концепцию оптимизации центральных органов исполнительной власти. Теперь министр кабинета министров Александр Саенко говорит, что первая волна реформирования правительства завершится в первом полугодии 2018 года.

Отметим, что в начале марта стало известно о пересмотре портфеля проектов Европейского Союза в рамках программ секторальной бюджетной поддержки в сферах регионального развития и государственного управления.

Как сообщило Министерство экономического развития и торговли, среди приоритетных направлений портфеля  66 проектов с бюджетом 334,5 млн евро, причем наибольшая часть  средств предусмотрена на реформу государственной службы - 117,7 млн евро, управление государственными финансами - 66,7 млн евро, обеспечение верховенства права и борьбе с коррупцией - 42,6 млн евро.

3 марта Европейская комиссия по итогам пересмотра портфеля проектов ЕС уже предусмотрела для Украины 32,5 млн евро. Будут ли средства направлены на процессы, связанные с реформированием  КМУ И ВР не сообщается. 

Следует отметить, что согласно действующей Конституции, правительство формирует правящая коалиция, а она сегодня состоит из двух фракций - Блок Петра Порошенко и «Народный фронт». Представители этих фракций занимают должности в правительстве, и никем заменены быть не могут. А вот комитетами в Верховной Раде могут руководить представители разных политсил.

Оппозиции комитетов не дали

4 декабря 2014 года Верховная Рада приняла постановление о создании 27 комитетов, 10 из которых возглавили представители Блока Петра Порошенко, 7 — «Народного фронта», по 3 — «Батькивщины» и Радикальной партии, 2 — «Самопомощи».

Следует напомнить, что в 2012 году Андрей Парубий, находясь в оппозиции, заявлял: «Для оппозиции может иметь значение бюджетный комитет - это контролирующие функции, это контроль над  выполнением бюджета, распределение функций, отчет Счетной палаты, это регламентный комитет, это комитет по борьбе с организованной преступностью и комитет по вопросам свободы слова - эти комитеты являются принципиальными».

Тогда, в 2012 году традиция украинского парламентаризма была соблюдена, и контролирующие комитеты достались тогдашней оппозиции. А в парламенте нынешнего VIII созыва оппозиции не выделили ни одного комитета. Все комитеты отошли к коалиции «Европейская Украина».

Когда «радикалы», «Самопомощь» и «Батькивщина» вышли из коалиции, комитеты остались за ними. Например, представители  «Батькивщины» возглавляют  комитет законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, комитет по правам человека и нацменьшинств и комитет региональной политики и местного самоуправления. Ни один из этих комитетов не соотносится напрямую с министерствами. Значит,  эти комитеты подлежат сокращению.

Андрей Парубий заявляет о распределении комитетов между фракциями по методике, которая внедрена в Европарламенте. Следует отметить, что в Европарламенте действует  21 комитет, (один из них,  комитет по занятости – временный). И это соответствует планам по сокращению комитетов ВР.

Однако,  существуют отличия в формировании самих фракций. Так, фракции Верховной Рады формируются по партийной принадлежности до того, как сформированы руководящие органы парламента и избран спикер.  А для образования фракции в Европарламенте  достаточно  официально заявить об этом председателю. В заявлении следует указать название фракции, ее состав и состав Президиума (Главное требование: в составе парламентской фракции должно быть как минимум 25 депутатов от семи стран ЕС).

Не исключено, что реформирование Рады следует рассматривать в контексте конституционной реформы, которую предлагает «Народный фронт». В ней значительное место отводится  преобразованиям в парламенте. Например,  решения в ВР по замыслу партийцев «Народного фронта» должны приниматься большинством от присутствующих. А члены правительства должны иметь право быть членами парламента.

В НФ считают, что полномочия Президента должны быть ограничены – он должен оставаться неким «арбитром» с правом мотивированного роспуска Верховной Рады.  У Кабмина, сформированного парламентской коалицией, должна быть вся полнота исполнительной власти. Правительство должно быть  подотчетно парламенту.

До реализации таких планов дело не дошло. Но эксперты не исключают попытки усиления позиций руководства Рады  и КМУ в пику влиянию Администрации президента. Хотя грядущие  выборы изменят расстановку сил.

Эксперт Института политического образования Александр Солонтай говорит: «Только избрание нового состава Верховной Рады может привести к парламентской реформе».

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.