Публикации Политика антикоррупционныйсуд

Антикоррупционный суд: как чиновники уйдут от наказания

base article image

Первые решения Антикоррупционного суда ожидаются  только после выборов, - отмечают эксперты. Они прогнозируют, что высокопоставленные коррупционеры останутся безнаказанными, ведь законопроект Банковой оставляет лазейки…

Рейдерство, растрата, отмывание денег

Законопроект об Антикоррупционном суде окончательно должны принять весной 2018 года, заявил Президент Петр Порошенко, после того, как Верховная Рада приняла в законопроект в первом чтении.

Как известно, президентский проект закона предусматривает, что Высший антикоррупционный суд  (ВАС) будет сформирован в течение 12 месяцев со дня вступления в силу закона. Таким образом, суд не сможет приступить к работе раньше кампании  президентских выборов, намеченным на март 2019 года. Хотя западные партнеры настаивают, чтобы суд приступил до выборов.

СМИ цитировали посла  Евросоюза в Украине Хюга Мингарелли, который подчеркивал, что Антикоррупционный суд нужен до выборов. А украинские парламентарии не исключают, что суд не заработает не только до президентских выборов, но и до выборов Рады в октябре 2019 года.

Нардеп Дмитрий Добродомов считает, что формирование нового судебного органа затянется. «Создание будет по аналогии с  Государственным  бюро расследований – там больше двух лет главу выбирали. Точно также долго будут выбирать и здесь», - отметил депутат.

Отметим, что Высший антикоррупционный суд (ВАС) должен завершить создание независимой вертикали органов противодействия коррупции, в которую входит Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и Специализированная антикоррупционная прокуратура  (САП). По задумке он должен рассматривать дела, которые расследовало НАБУ.

Однако президентский законопроект отличается от задуманного западными партнерами. Политолог Елена Дьяченко отмечает, что законопроект не охватывает статьи за рейдерство, растрату, отмывание денег.

Дескать, согласно принятому в первом чтении документу в подсудность ВАС не входит важная часть подследственных НАБУ уголовных производств относительно преступлений предусмотренных статьями УК 206-2 (противоправное завладение имуществом предприятия), 209 (легализация доходов полученных преступным путем), 210 (нецелевое использование бюджетных средств), 211 (принятие нормативно-правовых актов, уменьшающих доходы бюджета).

«Надо полагать, это и есть содержание деятельности текущей власти, которое они не хотят отдавать новому подконтрольному Госдепу суду», - иронизирует она.

Следует отметить, что в середине февраля представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман заявил, что законопроект в нынешнем виде не соответствует требованиям программы МВФ, а также рекомендациям Венецианской комиссии.

Однако украинская сторона намерена внести изменения ко второму чтению. В ходе ежегодной пресс-конференции Президент Петр Порошенко, говоря об  Антикоррупционном суде, сделал уточнение, что «дискуссия не должна выходить за рамки Конституции и украинского законодательства».

А критики президентского законопроекта как раз требуют предоставить полную свободу международным экспертам в формировании судебного органа в Украине.

Завысить требования, размазать полномочия

Изначально планировалось, что Антикоррупционный суд будет рассматривать дела о коррупции, в которых замешаны чиновники высших категорий - уровня министров, а также там, где сумма взятки превышает 1,6 млн грн. Однако принятый в первом чтении законопроект предполагает, что  ВАС будет рассматривать дела, которые напрямую не связаны с коррупцией как таковой (торговля наркотиками и торговля оружием), в которых принимают участие должностные лица.

Для рассмотрения дел понизили сумму ущерба с 1,6 млн грн. до 882,5 тыс. грн., когда ущерб в 500 и более раз превышает размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на момент совершения преступления (1762 грн. с 1 января 2018 года, то есть - 882,5 тыс. грн.).

Также ВАС будет рассматривать дела по статьям 255 и 256- создание преступной организации и содействие участникам преступных организаций и сокрытие их преступной деятельности в части, связанной с коррупцией.

Тотчас после регистрации законопроекта в январе украинское представительство Transparency International заявило, что предметная подсудность Антикоррупционного суда не включает все преступления, подследственные НАБУ. В то же время она расширена до целого ряда преступлений, подследственных Национальной полиции и Государственному бюро расследований.

«Это может загрузить Высший Антикоррупционный суд слишком большим количеством дел», - отметили в организации. Хотя в заключении Венецианской комиссии четко указано, что юрисдикция суда должна отвечать подследственности НАБУ и САП.

В МВФ, в свою очередь, требуют, чтобы власти дали возможность блокировать назначение недобропорядочных судей представителям международных доноров Украины.

Дело в том, что президентский законопроект  написан так, что при формировании суда у международных экспертов будет только совещательный голос, а решение будет принимать комиссия, подконтрольная власти. То есть совет международных экспертов будет выносить свое решение по каждому кандидату. Но это решение может быть отменено.

Политолог Алексей Якубин полагает, что Запад рассматривает антикоррупционный суд как инструмент селекции украинской политической элиты на выборах-2019. Но эксперт уверен, что «на Банковой делают все, чтобы отложить этот вопрос на максимально долгое время, желательно после выборов и президентских, и парламентских 2019 года».

Даже если условие МВФ будет выполнено, у власти останутся рычаги влияния. Так, обращают на себя внимание условия отбора судей. В соответствии с проектом закона судьей ВАС может быть гражданин Украины не моложе 35 лет, имеющий значительный опыт работы в международных межправительственных организациях или международных судебных учреждениях за рубежом.

Кандидат должен иметь опыт профессиональной деятельности в сфере права по вопросам противодействия и борьбы с коррупцией, обладать знаниями и практическими навыками применения современных международных антикоррупционных стандартов и лучших мировых практик в сфере противодействия и борьбы с коррупцией, практики Европейского суда по правам человека.

Директор НАБУ Артем Сытник заявляет, что из-за таких требований кандидатов на должность судьи ВАС может и не найтись. Он называет требования завышенными. «Я, честно говоря, не имею знакомых, которые могли бы им соответствовать. Мы рискуем тем, что вообще никто не подаст кандидатуру, никто просто не будет соответствовать этим критериям», - говорит он.

Политолог Руслан Бортник констатирует, что время властью уже выиграно, даже если все рекомендации будут учтены. «Антикоррупционный суд первые свои решения вынесет не ранее 2020 года. То есть после выборов. Многие чиновники останутся безнаказанными», - говорит он.

 

 

 

 

 

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.