Публикации Общество донбассмобильнаясвязь

Режим выживания: как на Донбассе живут без мобильной связи

base article image

На очередной встрече Трехсторонней минской группы удалось договориться о восстановлении на оккупированном Донбассе мобильной связи Vodafone. Но местные жители не особо-то верят, что их соединят с «большой землей»: они привыкли к тому, что на Донбассе теперь действует режим выживания – от проблем с питанием и деньгами до отсутствия мобильной связи. В том, как на Донбассе выживают без связи, разбирался корреспондент ГолосUA.

Праздничный сбой

Связь на оккупированном Донбассе пропала внезапно – 11 января, в разгар зимних праздников. Но местные жители, скажем честно, уже привыкли к постоянным перебоям с сетью, поэтому не особо-то испугались. Тем более, в Сети анонсировалось скорое восстановление связи, и паники не наблюдалось.

Единственное, чем в то время были недовольны местные жители – грабительскими тарифами Vodafone. Оператор-монополист, вспоминают местные жители, насильно переводил ЛДНРовцев на новые пакеты: за звонки и СМС с «неподконтрольных» абонентов взымалось бы по 3 гривны в день, вне зависимости от активности в сети. Соответственно, обнищавшие жители «республик» тратили бы в месяц до 93 гривен на единственную доступную связь.

Естественно, когда трубки перестали звонить, донбассовцы были готовы к любому тарифу и связи. Шутка ли: стационарные телефоны у многих не работали уже десятилетиями, так что мобильная связь оставалась единственным способом позвонить родным и близким, а также вызвать «скорую», пожарных или полицию. Но Vodafone не особо-то торопился, сетуют местные жители: последовали заявления о том, что «работы ведутся», но они затруднены обстрелами.

Нетрудно догадаться, что для жителей «ДНР» «работы ведутся» и по сей день. В «ЛНР» же связь МТС восстановлена.

На руинах «Киевстара»

Долгое время, до монополии Vodafone, на оккупированных территориях работал еще и Lifecell, но и его прикрыли. Что до оператора «Киевстар», то его вышки были экспроприированы в целях «национализации». Под этим предлогом захватили и сети супермаркетов, заправок и других коммерческих предприятий. По данным инсайдеров, вышки «подмяла» верхушка ОРДЛО, и на территории Донецкой области появился оператор «Феникс», а на территории Луганской – «Лугаком».

Но подобные карточки раскупали жители неохотно. В Украину или Россию с них было очень дорого звонить, да и бессмысленно: Vodafone работал хорошо и надежно (временами).

Но все изменилось с отключением МТС. Пакеты «Феникса» и «Лугакома» расхватывали как горячие пирожки. Для связи с Украиной местные жители приловчились использовать интернет – рассказывают, что с родными и близкими связывались через Skype, Viber и другие мессенджеры. Что характерно: пакетов местных операторов, на волне паники, хватало не всем.

«Было очень непросто купить «Феникс», - вспоминает местная жительница Маргарита. – В магазинах за пакетами стояли огромные очереди, нам доставали «по блату».

Женщина добавила, что не все охотно покупали пакеты местных операторов, потому что нужно регистрировать карточку под свое имя. То есть, местные жители были вынуждены оставлять паспортные данные и ИНН для того чтобы купить этот пакет. Но выхода не было, и продажи одного только «Феникса» составили примерно 60 тыс. пакетов.

Нестабильная связь

Но «республиканская» верхушка не учла одного: бывшие вышки «Киевстара» просто не смогли потянуть такое количество абонентов. Ходят слухи, что дополнительно экспроприировать хотели вышки Lifecell, но с ними у «республиканцев» не срослось. В итоге, что в «Фениксе», что в «Лугакоме» начались сильные проблемы со связью. Дошло до того, что днем жители чаще общаются с помощью мобильного, хоть и со сбоями, а вечером приходят домой и массово общаются в интернете, из-за чего проблемы начинаются там.

«Все из-за «Феникса», - сообщила жительница «ДНР» Анна. – Вечером невозможно поговорить по Viber в интернете – даже там линия перегружена. А днем не везде есть Wi-Fi, поэтому общаемся по «Фене», по 20-30 раз перезваниваем и не можем дозвониться».

Хуже всего – старикам. Пожилые люди не могут созвониться с детьми, которые уехали в поисках лучшей жизни. Кроме того, существуют огромные сложности с вызовом служб экстренной помощи. О пользовании интернетом и речи быть не может, - старики чаще всего не могут освоить ни компьютеров, ни смартфонов, поэтому либо переходят на местную связь, либо восстанавливают стационарные телефоны, так хоть «скорую» можно вызвать.

Немногим больше повезло жителям приграничных с Луганской областью или Украиной городов. Там есть точки, в которых ловит Vodafone.

«Говорят, что есть какой-то бугорок на 22-й шахте, - поделилась жительница одного из таких городов Надежда. – Так вот, там ловит «МТС», там местные собираются, чуть ли не очередь. Самое главное – звонят детям или родственникам, ну и СМСок ждут о том, что им пенсию начислили. Сейчас же невозможно узнать, начислили пенсию или нет, так что люди сидят в ОРДЛО и никуда не едут».

Цены на связь на Донбассе

Удивительно и то, что местные жители повсеместно не знают, сколько стоит минута звонка по месту и в Украину. По прикидкам, минута звонка по стране стоит около 10 гривен, что может позволить себе не каждый. Со звонками по ОРДЛО тоже не все понятно.

«Это очень удивительно, - говорит Маргарита. – Бывает, поговоришь, проверяешь счет – и все деньги на месте. Потом вечером бах – и 50 рублей нет. В Украину вообще звонить цены заоблачные».

Стоимость стартового пакета «Феникс» - 70 рублей, пополнения счета при активации – 50 рублей.

Стоит добавить, что житель Украины даже не поймет, кто ему звонил – номера из «ЛДНР» высвечиваются, как неопределенные.

Вместо вывода

Собеседники корреспондента ГолосUA потеряли всякий оптимизм. Люди уверены, что их отключили от связи намеренно.

«Никому мы не нужны, - считает Надежда. – Такое ощущение, что хотят проверить, как долго человек сможет приспосабливаться и выживать. Надеемся, конечно, что связь восстановят, но надеж мало: хотели бы, уже давно подключили».

Загрузка...

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.