Интервью Экономика жкхсубсидиидолги

Д. Марунич: «Мы выходим на новый круг коммунального ада: количество субсидий резко сократилось, рост долгов усилился»

base article image

Двадцать седьмого апреля истекает срок договора между КГГА и энергоснабжающей компанией «Киевэнерго» по реализации проекта управления и реформирования энергетического комплекса Киева. Соглашение, которое  касалось управления комплексом городских тепловых сетей, ТЭЦ-5, ТЭЦ-6 и мусоросжигательного завода «Энергия», было подписано в 2001 году, и срок действия его закончился 31 декабря прошлого года. Во избежание форс-мажоров во время отопительного сезона КГГА продлила соглашение на четыре месяца - до 26 апреля этого года. С этой даты все теплосети столицы должны вернуться в коммунальную собственность. Отныне тепло и горячую воду киевлянам будет поставлять КП «Киевтеплоэнерго», поскольку все городское теплое хозяйство должно перейти в его управление. Однако главной проблемой новосозданного предприятия сейчас является отсутствие необходимых лицензий. Без них «Нафтогаз» не сможет выдать «Киевтеплоэнерго» лимиты на газ, без которого невозможно нагреть воду или произвести тепло. Лицензии на сегодняшний день есть только у «Киевэнерго». Любопытно, что в конце 2017 года акционеры «Киевэнерго» выделили из состава компании прибыльное электрическое направление – «ДТЭК «Киевские электросети», оставив муниципалитету возможность забрать лишь убыточный тепловой блок. О нынешней ситуации с реформированием энергетического комплекса столицы корреспонденту ГолосUA рассказал сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

- Дмитрий, почему ситуация с ДТЭК рискует превратиться в серьезный политический скандал?

- Несомненно, ситуация с ДТЭК рискует вылиться в серьезный политический скандал. Если в открытый доступ попадет информация  о том, что каким-то образом между акционерами «Киевэнерго» и киевской властью существует некая договоренность, имеется в виду соглашение, которое привело нас в ту ситуацию, в которую мы все попали. Ситуация пущена на самотек, ее могут довести до предела, почти до абсурда. Задача очень простая, чтобы, так или иначе, все сохранить и подтолкнуть город к каким-то решениям. Предлагается передать какой-то пакет акций, непонятно что и непонятно какой. Непонятно, как им город может воспользоваться, оставит ли имущество или нет. Формально имущество, согласно этому документу, будет все равно находиться в коммунальной собственности.  Очевидно, необходимо будет подписывать некий новый договор. Или продлят, пролонгируют это соглашение (соглашение между КГГА и «Киевэнерго», заключенное в 2001 году, – Авт.), которое  ни о чем. Есть нормы закона, согласно которым все долги  «Киевэнерго» будут переданы правопреемнику - «Киевтеплоэнерго», тому объекту, который будет заниматься теплым хозяйством. Правопреемник будет разгребать долги предшественника, а у города банально нет такого количества денег. Ситуацию преднамеренно доводили до абсурда. Явный саботаж был со стороны Киевсовета, не были  подготовлены условия концессионного конкурса. Все, кто был причастен к процессу, хотели пустить дело на самотек. Все это хозяйство осталось под патронатом ДТЭК, то есть, по сути, ничего не изменится. Если бы хотели, то процесс был бы активизирован. Доказательств нет, но квазисговор, очевидно, существовал. Скорее всего, будет компромиссное решение. Документа пока нет в открытом доступе.

- ДТЭК, вероятно, выгодно сохранить свое статус-кво?

- Безусловно. Думаю, ДТЭКу выгодно было сохранить статус-кво. Это очевидно. Но, по сути, сохранить статус-кво уже невозможно. Поэтому осуществлялись попытки, наверное, как-то  подтолкнуть город к тому, чтобы этот статус-кво сохранить. За 4 года можно было навести порядок, но все ждали, и за неделю  хотят все наверстать, теперь чешут нос и затылок. Разбираться придется, это конфликтная ситуация, возможно, она отразится на карьерах отдельных субъектов.  Если Кличко в рамках этого скандала получит репутационные риски, если его обвинят в чем-то, то о каком его президентстве может идти речь?! В свою очередь, Ахметов - не политик, он, скорее,  бизнесмен. И уже столько скандалов вокруг его персоны накопилось, что, кажется, ему уже надо становиться реалистом. Надо отметить, что в Киеве схлестнутся интересы крупных финансовых групп.

- Что будет с тарифами, будут ли они расти и дальше?

- По той методологии, которая есть сейчас,   если дорожает газ, то сразу растут тарифы. А газ, честно говоря, дорожать будет. Конец будет рано или поздно, как не оттягивай. Вполне вероятно, что со следующего отопительного сезона тарифы вырастут. Субсидии сейчас не дают почти по всей Украине. Кстати, о монетизации льгот… Первый этап монетизации – это просто переход от вексельной системы  к бумажной, к деньгам - для поставщиков услуг. Давайте не спешить, второго этапа монетизации для потребителей еще нет. Сейчас Кабмин приступает к реализации первого этапа монетизации. Субсидиальные деньги будут «Киевэнерго» не протоколами выдаваться (бумагами), а именно денежными средствами. Повторю, деньги будут поступать поставщикам услуг, люди пока вообще ничего не будут иметь. Для них будут второй этап монетизации. Он, по-моему, запланирован на 2019 год. Об этом заявлял вице-премьер-министр Павел Розенко.

- Монетизация каким-то образом ослабит тарифный пресс на людей?

- Не знаю, скорее всего, нет. Если тарифы будут такие же, а доходы не будут расти, то давление на людей не ослабнет. У нас тарифы растут быстрее, чем доходы. Ситуация повторяется на каждом следующем круге. Вы видите, что с долгами происходит - они растут и растут. Или людям нечем платить, или государство почему-то не может вовремя рассчитаться  и в полном объеме по субсидиям. Это не решаемая ситуация, и непонятно почему.  Это, скорее всего, общая разбалансированность экономического механизма. К слову, количество субсидий резко сократилось в Киеве, соответственно, это все привело к росту долгов. Мы выходим на следующий круг коммунального ада. При этом власть не хочет ничего делать. На каждом витке ада проблема только нарастает.

- В итоге нас неминуемо ждет коммунальный ад…

- Безусловно. Это та история, когда неадекватно высокие тарифы приводят к большому росту долгов, необходимости все большего количества субсидий, с которым бюджет практически не справляется. На каждом следующем этапе мы опять выходим  на ту же ситуацию, ситуация не меняется – долги растут, и потребность в субсидиях растет. Получается, что ситуация у нас пока тупиковая. Долги гигантские, на субсидии  нужен 71 млрд грн, там начинает «Нафтогаз» поднимать хай – они потребовали  в генплане  создать для них резерв сомнительных долгов  - на эту гигантскую сумму. Сомнительными долги называются потому, что «Нафтогаз» не знает, вернут ли ему эти деньги. Таким образом «Нафтогаз» уменьшает свою прибыль, то есть, «Нафтогаз» не хочет Кабмину платить дивиденды.  Это тоже проблема.  В этом случае они будут государству  теперь отдавать, по закону о госбюджете,  каждый год какой-то процент от чистой прибыли.  Правда, пока Гройсман проект генплана не подписал.  Все взаимосвязано, и одна проблема порождает другую. А причина – в тарифах. Здесь лежит начало всех этих проблем. Без  тарифного решения вопроса на уровне государства все частные решения по Киеву, «Киевэнерго» решены не будет.

Если говорить о нашумевшей истории с RAP-тарифами (система тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов, направленная на привлечение инвестиций для строительства и модернизации сетевой инфраструктуры и повышение эффективности работы сетевых организаций, – Авт.), то, согласно законодательному полю, эти тарифы будут  введены. И эта история будет стимулировать дальнейший рост тарифов и дальнейший рост долгов, соответственно.

- Может ли власть остановить этот бешеный темп роста тарифов?                          

- Не знаю. Тарифы сейчас не просто Кабмином и НКРЭКУ устанавливаются. Они согласованы с западными кредиторами. Нужно как-то попытаться остановить рост тарифов, но как? Сразу не дадут денег, нужно как-то договориться. Гройсман же пытается уже почти год торговаться по тарифу на газ. Но пока безуспешно. Запад  прямым текстом говорит: денег не дадим. Пока удается эту ситуацию подвесить в воздухе. Как это закончится, посмотрим. Тариф на газ должны были поднять еще с октября прошлого года. Если бы его подняли, то уже сейчас, уже в этом отопительном сезоне,  тариф на тепло вырос бы очень существенно. Но пока  Гройсман на это не пошел, потому что просто побоялся. Он хочет идти в политику, независимо от Порошенко.

- Западные партнеры требуют повышения цены на газ, но  о реальных доходах украинцев почему-то не беспокоятся…

- Украина сама взяла на себя такие обязательства. Сам Президент подписал, премьер-министр, глава парламента. МВФ рассуждал так, что потом доходы населения будут расти и  эти бедные потребители, которым нужны субсидии, будут  платить.  Пока этого не происходит. Почему – это уже другой вопрос…

 

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.