Публикации Общество церковьпатриархат

Поместная церковь от власти станет поводом к религиозной войне

base article image

Если власть добьется признания Киевского патриархата со стороны Константинополя,  она получит возможность принять законодательные акты, ограничивающие влияние УПЦ. Эксперты не исключают обострения конфликтов вокруг храмов и церковного имущества.

Вторая «каноническая» церковь

Президент Петр Порошенко сообщил, что до 28 июля, когда будет праздноваться 1030-летия Крещения Руси,  Вселенский Патриарх Варфоломей I может признать самостоятельность православия в Украине своим указом (томосом).

«Я, как президент, принял решение обратиться к Вселенскому патриарху, к его святейшеству с просьбой о предоставлении томоса Украинской независимой, точнее, поместной автокефальной церкви», – заявил Порошенко на встрече с лидерами парламентских фракций.

Он подчеркнул, что для такого события требуется обращение от имени президента и парламента Украины. Руководство Рады и лидеры фракций подготовили проект постановления с поддержкой президентского обращения.  Свои  обращения  к Константинопольскому патриарху предоставили  Киевский патриархат (УПЦ КП) и Автокефальная  церковь  (УАПЦ).

Эти церкви нуждаются в признании со стороны других православных церквей, а Украинская православная Церковь такого обращения не инициирует. УПЦ и без того является всеми признанной- т.е. «канонической». А по канонам такая церковь может быть одна.

Не исключено, что получив обращение без подписей руководства УПЦ, Константинополь не предоставит никакого томоса, и дело обернется предвыборным пиаром власти. Замглавы Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич написал в Facebook:  «Думаю, что это все закончится большим пшиком, как было много раз до этого. Будет много шума в СМИ, и на этом все закончится».

Напомним, что 35 ст. Конституции  гласит, что церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства. Но в 2016 году депутаты Верховной Рады  уже обращались к Константинопольскому патриарху Варфоломею с призывом предоставить независимость Украинской церкви. Тогда за обращение проголосовали 245 нардепов.  Обращение приурочили  ко Всеправославному собору, проходившему на острове Крит. Но украинский вопрос в повестке дня не стоял.

Следует отметить, что без УПЦ, которая не проявляет желания получить автокефалию из рук Константинополя, дело сводится к каноническому признанию Киевского патриархата с присоединившейся к нему УАПЦ. В обращении 2016 года, в частности, говорилось, что «количественные показатели» жизни Православной Церкви в Украине свидетельствуют, что она достигла уровня, «необходимого для автокефального бытия». Но цифры не приводились.

В ту пору широкое распространение получили результаты соцопросов, по которым Киевскому патриархату  относили  себя 44 % украинцев, 21 % населения назвали себя верующими Украинской православной церкви (Московского патриархата). Или  же 38% ассоциировали себя с Киевским  патриархатом, почти 20% – с УПЦ МП и около 1% – с УАПЦ.

Однако опросы отражали лишь настроения опрошенных.  А статистические данные Минкульта,  от 1 января 2017 года свидетельствуют : по количеству приходов УПЦ  превосходит Киевский патриархат  почти в три раза, а УАПЦ – более чем  в 10 раз.

Автокефалия меньшинства

Действующих приходов в УПЦ насчитывается 12 079, в Киевском патриархате- 4 790 в УАПЦ- 1 131.  Священнослужителей в УПЦ  10 289, в Киевском патриархате- 3 479, в УАПЦ – 709.

Монастырей в УПЦ имеется 208, в них насчитывается 4 807 монахов и монахинь. В киевском патриархате числится 60 монастырей и 219 монашествующих. А в УАПЦ числится 13 монастырей и 21 монах.

В УПЦ заявляют, что данные Минкульта по числу священнослужителей почти на 2 тыс. человек занижены по сравнению со статистикой, имеющейся в Киевской Митрополии УПЦ. Но  имеющихся государственных данных достаточно, чтобы убедится, что количество общин УПЦ  в два раза больше, чем суммарное количество общин всех охваченных отчетом религиозных организаций, называющих себя православными.

 «Монашества в УПЦ почти в 20 раз больше, чем суммарно во всех других религиозных организациях, называющих себя православными»- заявляют в УПЦ. Отметим, что УПЦ принадлежат крупнейшие монастыри, которые называются лаврами: Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская.

В 2016 году в Раде пытались провести законопроекты, вводящие механизм влияния на  УПЦ. Например, законопроект  № 4128, регулирующий  принадлежность лица к религиозной общине с помощью термина «самоидентификация».  И законопроект № 4511 с названием «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которое признано Верховной Радой Украины государством-агрессором». 

При принятии этих законопроектов назначать митрополитов и епископов  УПЦ сможет  только по согласованию с органами власти, а храмы можно будет переподчинить с помощью голосования посторонних людей, которые «идентифицируют» себя с общиной. В 2017 году вмешался Ватикан, и законопроекты застряли в комитетах. Но они не отозваны, и смогут быть приняты, если в Украине появится еще одна канонически-признанная церковь наряду с УПЦ.

Передел собственности

Президент считает, что для получения автокефалии от Константинополя достаточно того, что Киевская Русь приняла крещение от Византии. В своем обращению он пишет о Матери-Церкви и крещении, состоявшемся 1030 лет назад.

 Однако Киевская митрополия  была присоединена к Московскому патриархату в  1686 году, после Переяславской Рады. Духовный центр православия на Руси к тому времени переместился в Москву, после разрушения татарами Киева в 1240 году. Именно в Москву была перенесена кафедра Киевских митрополитов (с 1325 г.), а Константинополь  оказался под властью турок (с 1453 г).

Теперь Киевский патриархат, образовавшийся в 1992 году, заявляет о своей связи с древней Киевской митрополией, отрицая законность ее перехода под юрисдикцию Московского патриарха. Два года назад нардепы предложили Патриарху Варфоломею признать недействительным акт 1686 года.

Следует отметить, что прецедент имеется. 13 ноября 1924 года  Константинополем  был издан Патриарший и Синодальный томос отвергающий каноничность присоединения Киевской митрополии к РПЦ. Документом даровалась  автокефалия  Православной Церкви в Польше. Москва его не признала.

Сегодня  отношения между Константинополем и Московской патриархией напряжены до такой степени, что Русская церковь  отказалась от  участия  в Критском соборе, проходившем под эгидой Константинополя.  За ней последовали Антиохийская, Грузинская и Болгарская церкви.

Можно не сомневаться, что акт о каноничности Киевского патриархата не будет признан частью православных церквей мира.  Но он даст украинской власти возможность принять законодательные акты, ограничивающие  влияние УПЦ.

В частности, речь  пойдет о смене названия. Так, глава Киевского патрархата Филарет ранее заявлял, что те приходы УПЦ, которые не войдут в независимую поместную церковь, смогут  зарегистрироваться, как представители Русской Православной Церкви.

 Поскольку каждая община УПЦ является отдельным и независимым юридическим лицом, эксперты не исключают обострения конфликтов вокруг храмов и церковного имущества. А это может спровоцировать гражданское противостояние, вплоть до кровопролития и религиозной войны. Политолог Руслан Бортник констатирует: «Люди готовы до последнего защищать свои храмы».

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.