Интервью Общество дтпдорогифинансированиеавтобаны

В. Володарский: «У государства не хватит денег, чтобы за три года дороги превратить в автобаны»

base article image

Министр инфраструктуры Владимир Омельян представил Государственную программу повышения уровня безопасности дорожного движения в Украине до 2020 года.  ГолосUA решил разобраться, что реально планируется сделать, и расспросил об этом автомобильного юриста, адвоката Вадима Володарского.

- Поможет ли программа повышения безопасности дорожного движения снизить количество ДТП на дорогах?

- Если речь идет о строительстве развязок вместо перекрестков, то это хорошо. Что касается всего остального, то тут у меня есть очень большие сомнения. У нас нет достоверных данных о причинах аварийности. Это связано с тем, что у нас большая проблема с объективностью расследования дорожно-транспортных происшествий. В результате, у нас возникает ситуация, когда дел, по которым не правильно определен виновник, огромное количество. Например, когда пешеход перебегал дорогу в неположенном месте. В итоге за ДТП к ответственности привлекают водителя, апеллируя тем, что он не избежал столкновения. В частности, не выбрал правильную скорость. У нас правила дорожного движения написаны так, что позволяют перекладывать ответственность только на водителя. Количество таких дел таково, что влияет на причины аварийности по государству в целом. Соответственно, руководство страны не имеет объективной информации о причинах аварийности.

- Каким образом нужно вести точную статистику ДТП в стране?

- До тех пор, пока мы не наведем порядок в следствии по ДТП это невозможно будет сделать. У нас не будет информации о причинах аварийности.

- Кабмин благодаря данной программе планирует снизить смертность на дорогах на 30%. Это реально?

- Это нереально. Дороги от этого не изменятся. Речь даже не в ямах. Украину часто сравнивают с европейскими странами. Только европейские водители пользуются автобанами. Нашим же если едут по трассе Киев –Днепр, то делает это по принципу либо мы обгоняем, либо нас обгоняют. Каждый обгон – это потенциально опасный маневр. В случае ошибки, происходит ДТП с особо тяжкими последствиями. Люди хотят сэкономить время и решают не «тянуться» за медленным транспортным средством. Данного фактора нет в западных странах, и мы его не сможем убрать в ближайшее время. У государства не хватит денег и ресурсов на то, чтобы за три года наши дороги превратились в автобаны.

- Относительно введения новых штрафов для водителей и установки камер фиксации, снизят ли они аварийность на дорогах?

- От этого мало что изменится. «Гайки водителям» и так сильно закрутили. Фактически водитель уже юридически не защищен. Установка камер фиксации в том виде, которую сейчас предлагают, работать не будет. Ответственность будет нести человек, не тот, который сидел за рулем, а который является владельцем транспортного средства. Между тем у нас есть решение Конституционного суда от 22 декабря 2010 года, которым данная норма признана неконституционной. Такой принцип ответственности не соответствует международным правовым обязанностям Украины. В частности, европейской конвенции по правам человека  по поводу применения принципа правовой определенности. Нельзя за то, что совершил один, наказывать другого. Это распространяется на все виды юридической ответственности. Если эту систему попытаются запустить, и штрафовать владельцев транспортных средств без установления, кто был за рулем, и что он нарушил, то люди будут обращаться в суды. Это лишь приведет к коллапсу в судах. У нас и так колоссальные перегрузки из-за нехватки судей. Если массово прибавятся эти дела, то судебная система будет просто парализована.

- Назовите основные причины, провоцирующие ДТП на украинских дорогах?

- У нас пренебрежение к приоритету движения. Это касается второстепенных дорог и перестроения. Доходит до того, что в крупных городах, например, в Киеве на Окружной,  водители едут поперек дороги. Они это делают, сознательно, видя, что заставляют притормаживать тех, кто имеет преимущество и считают, что их должны пропустить. Это не всегда удается сделать, что приводит к ДТП. Кроме того,  у нас отсутствует ответственность пешеходов в любом спорном ДТП. Это приводит к тому, что пешеходы переходят дорогу в неположенном месте. Количество нарушений со стороны пешеходов возрастает. Чем больше нарушений со стороны пешеходов, тем больше ДТП. Возникает замкнутый круг, который нельзя разорвать. Чтобы это сделать, нужно поменять законодательство, регулирующее отношения водителей и пешеходов. Также у нас сочетание двух факторов. Первый  – низкий уровень оформления нарушений ДТП нашей патрульной полицией. Начинаешь вспоминать ГАИ. При всей их специфике взяточничества, они были специалистами, а патрульные безграмотны. Второе – кодекс об административных правонарушениях, который у нас действует с 1984 года, имеет усеченные процессуальные нормы. Это приводит к тому, что водители чувствуют себя юридически незащищенными. В итоге водители начинают воспринимать штрафы не в связи с конкретными нарушениями, а ассоциируют поездку по нашим дорогам с лотереей. Также есть такой фактор как мажоры. Когда человек понимает, что никакой ответственности за ДТП он не понесет, у него разрывается логическая связь между нарушением и наказанием. И потом, - отсутствует стимул не нарушать. Кроме того, у нас на протяжении многих лет автомобильную сферу пытаются вывести за пределы нормальных прав человека и общих правовых принципов.

 

 

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.