Публикации Экономика бюджетнаярезолюциямвф кабминвыборы

Бюджетная резолюция 2019–2021: предвыборные фантазии правительства Гройсмана

base article image

Накануне выборов правительство обнародовало бюджетную резолюцию, которую эксперты сочли фантастической. В ней прогнозируется рост благосостояния в период пиковых выплат внешних долгов и на фоне проблем с кредитом МВФ.

Выполнять не придется

Кабинет Министров внес в Верховную Раду бюджетную резолюцию на 2019-2021 годы. Документ предусматривает рост ВВП на 3,6% в 2019 году, инфляцию - 6,5%, рост цен производителей на 7,2%, а курс гривны - 30,5 гривен за доллар.

Кабмин разработал бюджетную резолюцию на 2019-2021 годы в рамках подготовки государственного бюджета на следующий год. Правительство утвердило документ еще 18 апреля. Теперь, после утверждения парламентскими комитетами проект бюджета передадут на рассмотрение парламенту.

Экономист Виктор Скаршевский считает документ ненужной формальностью «Каждый год бюджетная резолюция должна обновляться, но как показала практика, принятая в прошлом году резолюция не сработала. Она не имеет ни юридического, ни законодательного значения. Бюджет формируется не на основании бюджетной резолюции, и она является чисто формальным документом», - сказал он.

Напомним, что Проект бюджетной резолюции-2017 предусматривал рост ВВП на 3%, инфляцию 8,1%. Однако, по итогам 2017 года оказалось, что реальный валовый внутренний продукт (ВВП) Украины в 2017 году составил 2,1%. Показатель потребительской инфляции в Украине достиг 13,7%, ускорившись с 12,4% по итогам 2016 года. Цены в промышленности за год выросли на 26,4%.

С прошлого года в Кабмине решили составлять бюджетные резолюции на три года вперед. Дескать, среднесрочная бюджетная резолюция позволяет на более ранней стадии привлечь Парламент к бюджетному планированию, «что повысит качество документа и поможет избежать непродуманных решений в последний момент».  Тогда на 2018, 2019 и 2020 годы заложили рост экономики на 3%, 4%, 5% соответственно.

Виктор Скаршевкий отмечает: «Прошлогодняя бюджетная резолюция была составлена из разных лозунгов без конкретных цифр. Например, по государственному и внешнему долгу, и каким образом, его правительство планирует погашать. Бюджетная резолюция не отвечает на вопросы, которые она должна была ответить».

Эксперт так же констатирует, что связь закона о госбюджете, который принимается Верховной Радой и бюджетной резолюцией «очень слаба».  «Когда принимается бюджет, смотрят не на бюджетную резолюцию, а на интересы отдельных политических групп. В итоге бюджетная резолюция получается чисто формальным документом», -  сказал эксперт.

Отметим, что в нынешней резолюции цифры на 2019 и 2020 годы выглядят иначе, чем в прошлогодней. Рост ВВП ожидается на 3, 6%  и  4% соответственно. А рост ВВП в 2021 году правительство ожидает на уровне 6,3%.

«Бюджетная резолюция правительства выглядит, как бюджетная фантазия и не более», - говорит глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. Он напоминает, что в соответствии со ст. 96 Конституции до 15 сентября в Верховную раду должен быть внесен проект бюджета на будущий год. «Но проблема в том, что никто не знает, какой будет инфляция и состояние государственного долга», - цитируют Новака СМИ.

Отметим, что в 2019 году, согласно бюджетной резолюции дефицит госбюджета предлагается установить на уровне 2,2% ВВП, предельный размер госдолга - 56% ВВП. Но Андрей Новак напоминает, что на следующие три года выпадает пик долговых внешних выплат Украины. К тому же, Международный валютный фонд (МВФ) сокращает программу предоставления кредитов.

Долги из госбюджета

«Транши, которые мы должны были получить в 2018 и 2019 годах, уменьшаются на 60 процентов, а это значит, что бюджету Украины нужно будет выделять еще большие суммы на обслуживание внешнего долга. Ведь если сокращаются внешние валютные вливания от МВФ и ЕС, будет трудно обслуживать именно эти долги. Из госбюджета надо будет брать гораздо большие суммы, что повлечет за собой остановку повышение социальных платежей», - считает Новак.

Напомним, что госдолг Украины на конец 2017 года превысил 2,1 трлн грн,  (более 77 миллиардов долларов). В январе 2018 года премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что внешний долг Украины составляет 83% от ВВП. В пересчете на каждого жителя Украины это означает 1800-1900 долларов долга. «Сейчас внешний экономический долг Украины составляет 83%», - сказал Гройсман в интервью, грузинскому Forbes текстом которого он поделился на своей странице в Facebook.

А Минфин сообщал, что госдолг Украины не должен превышать 62% ВВП на конец 2018 года. Это при том, что 2018-2022 годах Украина должна будет выплатить по своим внешним обязательствам – включая обслуживание долга - 28,7 млрд долларов. В частности, до конца 2018 года нужно погасить внешний долг на сумму 1,11 млрд долларов, а также выплатить по его обслуживанию в 1,47 млрд долларов. 

Это, не считая 3 млрд долларов задолженности перед Россией за еврооблигации, выкупленные РФ у Украины в декабре 2013 года. Дата погашения долга истекла 20 декабря 2015 года, и теперь в Высоком суде Лондона продолжается тяжба.

Как бы то ни было, пиковые внешние выплаты придутся на 2019-2020 годы. Так, в 2019-м  нужно будет выплатить 4,73 млрд долларов долга и 1,74 млрд заплатить за его обслуживание. В 2020 году сумма выплаты долга составит более 5 млрд долларов плюс и 1,9 млрд за обслуживание.

Средства на выплаты долгов украинские власти берут в долг. Так, в сентябре Украина разместила еврооблигации на 3 млрд долларов под 7,3% годовых с 15-летним сроком погашения. По данным Министерства финансов, 1,3 млрд из этой суммы поступили в страну, а остальные средства будут направлены на выкуп ценных бумаг со сроком погашения в 2019 и 2020 годах.

Следует отметить, что  значительную часть долгов государства составляет  задолженность перед Международным валютным фондом (МВФ). Она  достигла 12,1 млрд долларов. В частности, Минфин задолжал МВФ 4,9 млрд долларов. А еще 7,2 млрд долларов составляют обязательства Нацбанка.

Предыдущие два года Украина не делала выплат по долгам перед МВФ – действовал льготный период. Возврат долгов за предыдущие программы МВФ начался в августе прошлого года. А деньги от МВФ поступать к тому времени перестали. Последний транш в 1,3 млрд долларов  пришел в апреле.

Очередной транш в 1,9 млрд долларов власти  ожидали в конце лета, потом осенью, потом – до конца 2017 года, затем - в начале 2018 года. Но МВФ до сих пор не предоставляет обещанных денег. Его не устраивает законопроект об Антикоррупционном суде. В Раде предлагают Фонду различные концепции, но там настаивают на необходимости предоставить суду полную независимость, и с концепциями не соглашаются.

В НБУ допускают досрочное прекращение программы МВФ (она завершается в 2019 году), и заключение новой программы.

А правительство вносит в бюджетную резолюцию  показатели роста благосостояния на 2019 год, на который намечены президентские и парламентские выборы. Дескать, прожиточный минимум будет расти трижды в год. Так с января 2019 он составит 1853 гривны, с июля - 1936 гривен, с декабря 2011 гривен, говорится в документе.

 

 

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.