Публикации Политика нацбезопасностьпорошенкосбунатобанковая

Закон о Нацбезопасности: Банковая хочет и СБУ сохранить, и НАТО удовлетворить

base article image

Положение о парламентском контроле над СБУ написано так, что может быть оспорено в суде после принятия, и спецслужба останется вне контроля которого требуют НАТО, США и ЕС, - допускают эксперты. Они не исключают, что власть лишь имитирует выполнение требований западных партнеров, усиливая позиции Президента накануне выборов.

После принятия обжалуют в КС?

Верховная Рада, поддержала президентский законопроект  «О национальной безопасности Украины». 21 июня за документ проголосовало 248 депутатов.

По словам Президента,  законопроект открывает для Украины двери для эффективного взаимодействия с НАТО.  После принятия  законопроекта в первом чтении 5 апреля, эксперты НАТО обратились с предложениями по данному закону. В частности, это касается усиления гражданского контроля над Вооруженными силами.

Перед вторым чтением доработанный законопроект одобрили  представительство НАТО, посольства США и Евросоюза. Согласно принятому закону, ожидается создание в Верховной Раде мониторингового комитета, который будет следить за соблюдением прав и свобод человека при осуществлении уполномоченными органами правоохранительной, разведывательной или контрразведывательной деятельности.

Как известно, такой деятельностью занимается Служба безопасности Украины (СБУ). Таким образом, в Раде решили выполнить требование западных партнеров о контроле над деятельностью спецслужбы. Ведь в оригинальном проекте закона о национальной безопасности, который подал президент Петр Порошенко, не было упоминания о подотчетности спецслужбы Верховной Раде.

Но затем главы представительства ЕС, представительства НАТО, посол США, и председатель консультативной миссии Европейского Союза в своем письме на имя Президента указали, что  контроль над СБУ это является одним из фундаментальных требований НАТО.

Теперь это требование будет удовлетворено. Но аналитик Независимого антикоррупционного комитета по вопросам обороны (НАКО), эксперт Реанимационного пакета реформ Тарас Емчура на круглом столе заявил, что положение может быть оспорено после принятия.

«В той версии, которую я видел, написано, что комитет будет осуществлять контрольные функции. Это невозможно, поскольку комитет способствует Верховной Раде в осуществлении контрольных функций, и не является самостоятельным субъектом контроля. Это очень важно учесть в финальной версии, поскольку в 2010 году в Конституционном суде были обжалованы подобные вещи», - подчеркнул он.

Политолог Кирилл Молчанов считает, что, несмотря на заявления Президента о готовности отдать СБУ под парламентский контроль, битва за спецслужбу продолжится. Эксперт поясняет, что задумка Запада в том, чтобы  СБУ была не карательным органом, а занималась исключительно выявлением вопросов, связанных с нацбезопасностью, с предотвращением терактов, чтобы этот орган обрел «человеческое лицо».  «Естественно, чтобы он был более независимым в своей работе, необходимо забрать его от монопольного влияния Президента», - поясняет Молчанов.

«Это - жесткое требование западных партнеров, чтобы была проведена реформа СБУ, после реформы полиции и реформы прокуратуры.  Ни в каком другом случае Президент не отказался бы единолично контролировать всю вертикаль», - говорит эксперт, прогнозируя попытки максимально сохранить влияние Президента.

«Увеличит влияние на СНБО и напрямую переподчинит себе Нацгвардию»

Законопроект «О национальной безопасности» предусматривает список из 15 ведомств, которые сообща отвечают за безопасность страны. Это: Министерство обороны, Вооруженные Силы Украины, Государственная специальная служба транспорта, МВД, Нацгвардия, Нацполиция,  Госпогранслужба, СБУ, ГСЧС, Государственная миграционная служба, Управление госохраны, Государственная служба специальной связи и защиты информации, Аппарат СНБО,  разведывательные органы, а также  центральный орган власти, который  реализует государственную военно-промышленную политику.

Министр обороны будет гражданским лицом, его заместители также будут  гражданскими. Их назначит Рада по представлению Президента. А вот Главнокомандующего и начальника Генерального штаба назначит Президент. Должность решили разделить – пока что Главком и начальник Генштаба - одно и то же. В новом законе глава Генштаба будет подчиняться Главнокомандующему, а оба они - Верховному главнокомандующему - Президенту.  Именно Верховный главнокомандующий будет руководить всей сферой небезопасности.

Он будет  вводить военное или чрезвычайное положение, принимать решение о всеобщей или частичной мобилизации, о применении вооруженных сил, издавать приказы, директивы по вопросам обороны, возглавлять Совет национальной безопасности и обороны, назначать и освобождать высшее командование ВСУ секретаря СНБО и его заместителей.

Послы НАТО ЕС и США выражали обеспокоенность «в связи с положением о Ставке Верховного Главнокомандующего, что не соответствует стандартам и принципам НАТО и может иметь существенное негативное влияние на принцип гражданского контроля».

Однако, еще 10 октября 2017 года Президент Петр Порошенко ввел в действие решение Совета безопасности и обороны (СНБО)  о создании ставки Верховного главнокомандующего  подписав соответствующий указ.  А пресс-служба СНБО сообщала, что решением от 13 сентября «впервые в государстве нормирован вопрос о создании и деятельности Ставки верховного главнокомандующего как органа стратегического руководства Вооруженными силами Украины, другими военными формированиями и правоохранительными органами в особый период».

По новому закону  СНБО во главе с Президентом будет заниматься вопросами в сферах государственной безопасности, правоохранительной деятельности, борьбы с коррупцией, в военной сфере и сфере безопасности государственной границы Украины, в сферах военно-технического сотрудничества, внешнеполитической, внутриполитической, информационной, экономической, научно-технологической, экологической, социальной и гуманитарной сферах.

Политолог Николай Спиридонов  считает, что главная цель законопроекта о  Национальной безопасности - усиление полномочий Президента.

«Порошенко существенно увеличит свое влияние на СНБО и напрямую переподчинит себе Нацгвардию. Складывается ощущение, что в преддверии президентских выборов Пётр Алексеевич совершенно не заботится о рейтинге, но при этом чуть ли не ежемесячно усиливает свои полномочия и контроль над различными ведомствами, в том числе судами и силовыми структурами. Вероятно, именно эти ресурсы он будет использовать, пытаясь остаться на второй срок», - написал эксперт в Facebook.

А как будут реализованы требования НАТО?  Министр обороны Степан Полторак  поддерживает назначение главой украинского оборонного ведомства гражданского лица. Однако, «гражданский» министр, по мнению Полторака – это бывший военный. «Либо я пойду на пенсию и стану гражданским министром, либо кто-то другой», - говорит он.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.