Публикации Политика конституцияденьконституции

Изнасилование 22-летней: Конституцию игнорируют и меняют, как хотят

base article image

Власть не замечает невыгодных положений Конституции, и вносит выгодные для себя изменения, - отмечают эксперты.  Дескать, так было при каждой новой украинской власти, но теперь процесс доведен до абсурда.

«Поместить сиюминутные пожелания»

28 июня украинской конституции исполняется 22 года. Ее приняли в 1996 году. За это время фактически действовали по очереди два варианта Основного закона. Изначальный вариант 1996 года, предусматривавший президентско-парламентскую форму правления, и вариант 2004 года изменивший форму правления на парламентско-президентскую. Но и в них неоднократно вносили изменения.

Один из авторов текста Конституции Виктор Мусияка отмечает, что «каждый  последующий глава государства традиционно начинал с демонстрации пренебрежения к Основному Закону, едва ли не  в день инаугурации, заявляя о несовершенстве Конституции и готовности привести ее в надлежащее  состояние».

«Не видно конца попыткам использовать Конституцию на потребу интересам власть предержащих», - написал Мусяка в своем блоге. Он напоминает, что последней нашумевшей инициативой Президента Порошенко стало обещание зафиксировать в Конституции стремление Украины в ЕС и НАТО.

«В Преамбуле нет щелей, в которые можно поместить даже самые важные сиюминутные пожелания даже субъектов власти, имеющих право инициировать изменения в Конституцию», - полагает соавтор Основного закона. Он называет такие попытки  проявлениями «правового и политического инфантилизма».

Но мнение  соавтора Конституции вряд ли не может помешать тому,  чтобы  подобного рода изменения были внесены. Их уже рассматривает Конституционная комиссия. А политолог Алексей Якубин уверен, что инициатива  о закреплении в Конституции членства Украины в НАТО и ЕС  носит предвыборный характер. «Это можно рассматривать, как продолжение Президентом избирательной кампании», -  сказал он.

Следует напомнить, что при нынешней власти  текст Конституции уже претерпевал изменения. 21 февраля 2014 года, после победы Евромайдана, Верховная Рада восстановила Конституцию 2004 года, отмененную Конституционным Судом в 2010 году.

Рада отменила это решение  на основании того, что  Конституционный суд  отменил действие Конституции -2004  без голосования в парламенте.

Кроме того, 2 июня 2016 года Верховная Рада поддержала изменения в Конституцию в части правосудия с целью перезапуска судебной системы и очищения судейского корпуса от коррупционеров. Вопрос назначения, перевода судей отнесен к полномочиям Высшего совета правосудия, созданного вместо Высшего совета юстиции.  Назначение судей бессрочно решается Высшим советом правосудия, а не Верховной Радой, как это было до этого момента.

Судьям тогда «урезали» неприкосновенность, за тяжкие или особо тяжкие преступления судья может быть задержан правоохранителями. Во всех остальных случаях согласие на задержание и арест дает Высший совет правосудия, а не Верховная рада как ранее.

Больше изменений внесено не было. Но на очереди отмена депутатской неприкосновенности. Конституционный суд  уже одобрил президентский законопроект. Он предлагает исключить из статьи 80 Конституции Украины части 1 и 3, которыми предусмотрена неприкосновенность народных депутатов, а также возможность привлечения к уголовной ответственности без получения на то согласия парламента.

«Памятник профессионального невежества»

Виктор Мусияка отмечает, что законопроект об отмене неприкосновенности  с депутатов предлагает оставить в силе часть вторую статьи 80 Конституции: «Народные депутаты не несут юридическую ответственность за результаты голосования или выражения в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету».

Он отмечает, что такие  виды преступлений были предусмотрены Уголовным кодексом в 1996 году, когда  принималась Конституция. Но в 2001 году соответствующие статьи были изъяты из Уголовного кодекса, и защищать честь, достоинство и деловую репутацию можно в цивильном судопроизводстве.

«Именно это, а не « клевета и оскорбление» должно было быть отражено в многострадальной  статье Конституции. В связи с изложенным, голосование за названный законопроект станет рукотворным памятником депутатского (и не только)  профессионального невежества», - подчеркнул Мусияка.

Кроме того, непринятым во втором чтении остается нашумевший президентский проект децентрализации. Предусматривается введение института префектов, предоставление Президенту права распускать местные советы и возможность специфического порядка осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

Законопроект приняли в первом чтении  16 июля 2015 года. А 31 августа 2015 года,  когда документ пытались принять во втором чтении,  перед Верховной Радой прошли столкновения националистов и сотрудников правоохранительных органов, из-за взрыва  гранаты погибло 4 нацгвардейца.

По мнению Мусияки к вопросу могут вернуться. «Президент заручился нужным ему, но, потенциально ничтожным решением Конституционного суда о том, какую сессию следует считать следующей очередной и теперь  ждет, когда созреет ситуация для постановки вопроса об окончательном принятии парламентом по нему решения», - полагает он.

Напомним, что первая попытка поменять Конституцию была инициирована в 2000 году при Президенте Леониде Кучме. Тогда был проведен референдум о ведении двухпалатного парламента; о праве президента распускать парламент, если в течение месяца он не сформирует постоянно действующее большинство или в течение 3 месяцев не утвердит бюджет; о сокращении депутатов с 450 до 300. Эти изменения не были внесены в Конституцию.

Во время Оранжевой революции (8 декабря 2004 года) были приняты изменения, предусматривающие  переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления. Формирование правительства осуществляет не Президент, а коалиция депутатских фракций; срок полномочий Верховной Рады продлен до 5 лет (по Конституции-1996 — 4 года).

В 2007 году Президент Виктор Ющенко создал Национальный конституционный совет для разработки новой редакции Конституции, но не успел довести процесс до конца.

В 2010 году при Президенте Викторе Януковиче Конституционный суд отменил Конституцию 2004 года и вернул Конституцию-1996. Такое решение КС объяснил нарушением установленной в Конституции процедуры во время принятия конституционной реформы в 2004 году.

В 2012 году Виктор Янукович создал Конституционную Ассамблею для разработки новой Конституции. А Президент Петр Порошенко  ликвидировал  эту ассамблею своим указом №901/2014.

«Насилуют Конституцию наперегонки»

Эксперты отмечают, что нынешняя власть попросту обходит Основной закон, не меняя его. Политолог Александра Решмедилова восклицает: «Политики насилуют Конституцию наперегонки». А народный депутат Украины 3-4 созывов Георгий Крючков констатирует: «Конституция сейчас вместо того, чтобы соблюдаться, грубо попирается».

Крючков напомнил о 49-й статье Основного закона, которая гарантирует каждому право на медицинскую помощь. Как известно, в ходе медреформы было введено понятие «медицинская услуга», которого нет в Конституции. Теперь  власть вводит платную медицину, не предусмотрев всеобщего медстрахования.

Сеть коммунальных и государственных медицинских учреждений по Конституции не может быть сокращена. Но власть взяла курс на превращение медучреждений в коммерческие  предприятия.  

«У нас уничтожили практически все медпункты на селе», - восклицает Крючков. Он приводит примеры других нарушений: «Конституция запрещает применять вооруженные силы Украины в случаях, когда нет войны. У нас война не была объявлена, а была какая-то Антитеррористическая операция, но  вооруженные силы участвовали в этой войне по существу, пока она не была преобразована в оборонительную операцию. Это грубейшее нарушение Конституции».

Так же экс-нардеп отмечает фактическое блокирование Коммунистической партии, хотя состоянию на июнь 2018 года судебное  решение в законную силу не вступило и партия действует легально.

«Конституция не допускает запрещение политической партии, если она не нарушает четыре положения Конституции. Коммунистическая партия не нарушила никаких положений», - заявил экс-нардеп.

Отменим, что еще одним нашумевшим примером вольного отношения к Основному закону стала инициатива министра соцполитики Андрея Ревы ввести алименты на содержание детьми родителей…ссылаясь на 51 статью Конституции, где сказано, что «совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях».

Эксперты отмечают, что Конституционные положения власть доводит до абсурда. Вскоре может дойти до того, что украинцам придется заботиться не только о пожилых родителях, но и выплачивать алименты самому Президенту, с иронией отмечает политолог Дмитрий Корнейчук.  А экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко написал в Facebook: «Мы куда идем, на Запад или на Восток?! Или в дурку?!»

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.